Расшифровка моторного масла: маркировка по API 0w20, 0w30, 10w40, 5w20, 5w40 синтетика, 15w40, 5w50, м10г2к, что обозначают цифры и буквы

Содержание
  1. Типы моторных масел
  2. Синтетика
  3. Полусинтетика
  4. Минералка
  5. Дополнительные критерии
  6. Какие бывают составы?
  7. Что такое вязкость моторного масла
  8. Классификация моторных масел
  9. SAE
  10. API
  11. ACEA
  12. ILSAC
  13. ГОСТ
  14. Стандартизация АРІ
  15. Масляные растворы категории «S» применяются в следующих условиях
  16. Масляные растворы категории «S» так же применяются и в следующих условиях
  17. Допуски производителей автомобилей (OEM)
  18. Как классифицируются моторные масла
  19. SAE
  20. API
  21. ACEA
  22. ILSAC
  23. ГОСТ
  24. Прогрев двигателя и вязкость моторного масла
  25. Кинематическая и динамическая вязкости масла
  26. Что мы видим на этикетке
  27. Стандарт ГОСТ 1747.1-2015
  28. Вязкостная характеристика моторной смазки по межгосударственному ГОСТу
  29. Что происходит, когда вязкость масла выше нормы
  30. Вязкость моторного масла в рабочих температурах
  31. Обозначение моторных масел по стандарту API
  32. Что проверять на упаковке
  33. Маркировка моторных масел по SAE
  34. Что обозначают буквы и цифры
  35. Сезонность моторных масел
  36. Зимние
  37. Как грамотно выбрать машинное масло
  38. Основные классификации и виды моторных масел

Типы моторных масел

Существует три типа моторных масел, имеющихся в продаже: синтетические, полусинтетические и минеральные. Кратко рассмотрим характеристики каждого из вариантов.

Синтетика

Полностью синтетические масла — это моторные масла, полученные путем синтеза химических компонентов. Отличается широким диапазоном рабочих температур, отсутствием негативного воздействия на резиновые элементы и улучшенным качеством смазки.

Кроме того, в составе содержится множество добавок, призванных улучшить моющие и защитные свойства.

Синтетика более устойчива к низким и высоким температурам, отличается химической инертностью и минимальной летучестью.

В состав входят углеводороды и простые эфиры, что определяет характеристики смазки.

Средний индекс вязкости составляет от 120 до 150. В зависимости от типа протекающих химических реакций различают фтор и хлор, углеводороды, простые эфиры и другие типы.

Профессионалы:

  1. Более широкий диапазон рабочих температур.
  2. Устойчивость к образованию пленок, напоминающих краску.
  3. Стабилен при работе под высоким давлением.
  4. Оптимальная вязкость.
  5. Низкая летучесть, что особенно важно для нейтрализатора.

Недостатки:

  1. Высокая химическая активность.
  2. Риск коррозии.
  3. Несовместимость с минеральными маслами.
  4. Меньшая смазывающая способность.
  5. Высокая цена.

Как правило, недостатки синтетики компенсируются с помощью добавок, которые производители добавляют в состав изделий.

Полусинтетика

Другой вариант — полусинтетические масла (Semi Synthetic), сочетающие в себе свойства минеральной воды и синтетики.

Такая смазка производится на основе минеральных масел, но предполагает использование синтетических присадок. Индекс вязкости от 120 до 140.

В результате получается более дешевый вариант с улучшенными параметрами и более низкой ценой.

В зависимости от производителя количество добавок может составлять 20-50%.

Полусинтетические масла содержат три ингредиента:

  1. Базовый состав.
  2. Добавки.
  3. Полимеры.

Основные функции выполняет базовое масло и только 20% обеспечивают присадки. Последние, помимо прочего, являются защитными и модифицирующими.

Первые предназначены для улучшения характеристик состава по отношению к двигателю, а вторые — для изменения его свойств.

В современных продуктах можно использовать до 30 различных добавок: моющие, пеногасители, вязкие, антиоксиданты, противозадирные и другие.

Профессионалы:

  1. Устойчив к окислительным процессам.
  2. Возможность работы в широком диапазоне температур.
  3. Долговечность по сравнению с минеральной водой.
  4. Наличие в составе защитных компонентов.
  5. Низкая волатильность.
  6. Универсальность применения и возможность заливки разных автомобилей.
  7. Низшая цена.

Недостатки:

  1. Меньшая прочность и стабильность, чем у синтетических продуктов.
  2. Не рекомендуется использовать в сильные морозы.
  3. Низкая устойчивость при работе двигателя в экстремальных условиях.

Минералка

Минеральные (минеральные) масла — самый дешевый вариант. Их получают при переработке нефти, но они не имеют синтетических присадок и, как следствие, не могут похвастаться хорошими характеристиками.

Средний индекс вязкости 85 — 100.

Для улучшения структуры из жидкости удаляются кислоты, сернистые компоненты и смолы, но добиться идеального результата не удается.

В последнее время набирает популярность технология гидрокрекинга, позволяющая создавать масла, не уступающие по характеристикам синтетике.

Для улучшения свойств добавляются добавки, но они не превышают 15% от общего объема. Эти составы предназначены для защиты от коррозии, износа и улучшения моющих свойств.

Минеральная вода содержит парафины (щелочные, циклические), углеводороды и уже упомянутые добавки. Вязкость смазки зависит от температуры.

Профессионалы:

  1. Низшая цена.
  2. Хороший выбор.

Недостатки:

  1. Плохая морозостойкость и морозостойкость.
  2. Быстрое окисление и необходимость более частой замены.
  3. Появление шлака в двигателе при закипании.
  4. В основном разработан для двигателей старых типов.

Если вы выберете минеральный вариант, лучше отдать предпочтение маслам гидрокрекинговых, более качественных.

Дополнительные критерии

Также имейте в виду, что все моторные масла условно делятся на две категории в зависимости от типа двигателя: для дизельных двигателей или бензиновых агрегатов. Также можно найти в продаже универсальные масла.

Также при выборе учитывайте возможность использования смазочных материалов на турбированных и атмосферных двигателях.

Какие бывают составы?

Каждый автомобилист знает, что смешивать масла с разными базовыми основами запрещено. Если в двигателе использовался минерал и вы хотите залить его синтетическими материалами, обязательно слейте старую жидкость, промойте двигатель и только потом залейте новый состав. Для каждой модели автомобиля производитель дает рекомендации — какое масло можно использовать. И вы должны соответствовать этим требованиям. Для большей наглядности расскажем об автомобильных маслах разного состава (их классификация представлена ​​ниже).

  • Минеральное масло производится на основе нефтепродуктов. Он имеет высокую вязкость, его обычно используют летом, так как он не рассчитан на работу при низких температурах. Однако такое изделие имеет доступную цену, которая отлично подойдет для двигателей с пробегом более 100000 км. В основном используется в отечественных автомобилях.
  • Синтетическое масло получают путем органического синтеза из нефтепродуктов. Таким образом, можно создать состав с определенными свойствами: отличная сыпучесть, работа при низких температурах, сохранение исходного состава на весь срок действия. Такой продукт имеет больший ресурс, чем минеральное масло. Среди составов выделяются углеводородная синтетика (полученная гидрокрекингом из минерального базового масла с удалением вредных примесей) и синтетика ПАО (полученная синтезом легких полиальфаолефиновых углеводородов, в результате чего исключено присутствие металлических примесей и серы). К преимуществам последних можно отнести стабильность химических свойств в течение всего межремонтного интервала, легкий запуск двигателя при морозах, термическую стабильность. Это отличный вариант для современных двигателей с ограниченными масляными проходами. Однако синтетика NS стоит примерно на 30% дешевле. Такой состав нельзя считать полностью синтетическим — правильнее было бы назвать его маслом с качествами синтетического на минеральной основе или, как сейчас говорят, полусинтетическим. Это отличная альтернатива дорогой синтетике.

Что такое вязкость моторного масла

Основная задача моторного масла — обеспечить минимальное трение деталей цилиндро-поршневой группы двигателя при максимальной герметичности их контакта.

важно понимать, что диапазон рабочих температур в двигателе сильно различается и отличается от показаний, которые водитель видит на комбинации приборов, потому что там отображается температура охлаждающей жидкости, и она находится в диапазоне до 900 ° C (оптимальные показания).

Температура масла в зависимости от нагрузки на двигатель, его марки, типа (бензин, дизель) может быть от 140 до 150 градусов и выше. К тому же его свойства в начале температурного диапазона и в конце могут быть самыми разными.

Исходя из этого становится понятно, почему разные производители двигателей для своего «детища» прописывают оптимальные характеристики масел, с которыми они будут работать с максимальной эффективностью, выдерживая большие нагрузки с минимальным износом.

Одной из важных характеристик таких характеристик является вязкость — переменное значение, которое указывает на способность масла сохранять текучесть при различных условиях работы двигателя и при этом оставаться на его внутренних поверхностях без утечки.

Вязкость моторного масла при различных рабочих температурах двигателя можно определить по классификации SAE, о которой будет сказано ниже.

Те. Каждый производитель двигателей в тесном сотрудничестве с производителями моторных масел, исходя из свойств SAE, разрешает использование той или иной марки смазочного материала в своем агрегате.

Классификация моторных масел

При выборе смазочного материала для двигателя необходимо учитывать классификации моторных масел. Это необходимо для упрощения процесса выбора с учетом целей и характеристик продукта, а также его соответствия действующим стандартам. Всего существует несколько вариантов международной классификации.

Давайте кратко рассмотрим доступные варианты.

SAE

Классификация, предполагающая соответствие требованиям Американского общества автомобильных инженеров. Характеризует параметр вязкости смазки для силовых агрегатов.

С учетом этой особенности все масла условно разделены на 11 категорий, из которых шесть предназначены для эксплуатации зимой — от 0W до 25W, а пять — летом — от 20 до 60.

важно учитывать, что это общая спецификация, поэтому ориентироваться нужно не только на нее, но и на другие параметры, более подробную информацию по этой теме можно найти здесь https://autotopik.ru/obuchenie/512 — классификация-моторных-масел-sae.html.

API

Еще один стандарт Американского института нефти. Устанавливает нижний порог стандартов смазки для дизельных или бензиновых двигателей.

В отличие от SAE, он более продвинутый и позволяет делать более точный выбор с точки зрения мощности и производительности.

ACEA

Технические характеристики европейских производителей станков. Впервые введен в 1991 году и заменил классификацию CCMC.

По отдельным тестам требования соответствуют API, но лучше отдать предпочтение ACEA, поскольку он подразумевает более строгие критерии проверки.

Стандарт условно делится на несколько классов: для бензиновых двигателей, для дизельных двигателей объемом до 2,5 л, для бензиновых / дизельных агрегатов с нейтрализатором, а также для дизельных двигателей объемом от 2,5 л и выше.

ILSAC

Еще один стандарт Международного комитета по стандартизации и одобрению моторных масел. Он появился благодаря инициативе Японско-американской ассоциации по продаже автомобилей.

Существуют более строгие требования к пенообразованию, летучести, фильтрации, устойчивости к сдвигу и т.д.

ГОСТ

Международный стандарт, обеспечивающий удобную классификацию моторных масел. Устанавливает требования и характеристики моторных масел для автомобилей, тракторов и другой техники.

Создано Международным техническим комитетом по стандартизации. Наибольшим спросом у жителей СНГ.

Обсуждаемые выше классификации различаются типом смазочного материала и требованиями, поэтому вы можете сосредоточиться на одновременном соблюдении одного или нескольких стандартов.

Стандартизация АРІ

Маркировка стандарта осуществляется парой букв, первая из которых будет категорией масляного раствора, а вторая — уровнем показателей эффективности. Стандарт позволяет разделить жиры на две категории:

  • Услуга. Обозначается буквой «S». Эти маслянистые жидкости предназначены для 4-тактных электростанций, использующих бензин в качестве топлива.

Услуга состоит из 12 марок жира, но действительны 6 марок жира, выпущенных в разное время.

Год 1992 г 1994 г 1997 г 2000 г 2004 г 2010 г
Марка SG С SJ SL SM SN
  • Коммерческий. Обозначается буквой «С». Масляные решения для дизельных электростанций.

В категорию входят 14 брендов смазочных материалов, из которых используются шесть последних.

Год 1990 г 1994 г 1994 г 1998 г 2004 г 2010 г
Марка CF-4 CF, CF-2 CG-4 CH-4 I-4 CJ-4

Цифры в маркировке обозначают тип двигателя, установленного на транспортном средстве, для которого применима смазка (двухтактный или четырехтактный).

В стандарте введено универсальное масляное решение, применимое для бензиновых и дизельных силовых агрегатов. Такая смазка имеет двоякое значение, например API CJ-4 / SM. В числителе указывается тип двигателя, для которого смазка лучше всего подходит по характеристикам, в знаменателе — тип двигателя, для которого допускается использование масляного раствора.

Масляные растворы категории «S» применяются в следующих условиях

Марка Условия эксплуатации
SG Для заправок легковых автомобилей, небольших грузовиков и микроавтобусов.
С Аналог и замена марки SG, но с улучшенными характеристиками.
SJ Улучшенные свойства по сравнению с SN. Введены дополнительные стандарты расхода смазочного материала, его энергосбережения и стабильности при высоких температурах.
SL Смазки с высокими энергосберегающими, моющими и антиоксидантными свойствами.
SM Аналог и замена марки SL, но с улучшенными характеристиками.
SN Повышенные требования к энергосбережению и долговечности. Его можно использовать в трансмиссиях на биотопливе.

Масляные растворы категории «S» так же применяются и в следующих условиях

Марка Условия эксплуатации
CF Для двигателей, изготовленных после 1994 года, оборудованных воздушной системой подачи топлива.
CG-4 Масляный раствор с установленными стандартами токсичности для двигателей с турбонаддувом.
CH-4 Смазочные материалы для быстроходных дизельных двигателей.
I-4 Улучшенный состав CH-4 для дизельных двигателей с высоким содержанием серы и системы рециркуляции выхлопных газов. Хорошие антиоксидантные, противопенные и износостойкие свойства.
CJ-4 Для двигателей с сажевыми фильтрами. Они обладают хорошими антиоксидантными и стабилизирующими свойствами.

Допуски производителей автомобилей (OEM)

В дополнение к общим стандартам, разработанным для унификации требований к маслам для улучшения взаимозаменяемости и упрощения выбора, существуют требования производителей оригинального оборудования. Логично предположить, что общие стандарты выросли именно на основе этих требований, иначе они не имели бы смысла. Поэтому в подавляющем большинстве случаев масло с соответствующей классификацией ACEA также подходит для требований OEM. Итак, во многих отношениях получение отдельного разрешения от производителя — это своего рода маркетинговый ход и очень эффективный, потому что, несмотря на все теоретические расчеты идентичности масел, я был бы первым, кто порекомендовал бы заливать масло с одобрения OEM, если это указано как обязательное в технической документации :). Здесь, кстати, уместно будет сказать, что автопроизводители, как правило, сами масла не производят, а заказывают их производство у масел премиум-класса, поэтому банка масла, например Ford или GM (или любого другого другое название OEM), скорее всего, содержит в себе Castrol или что-то еще из первой пятерки.

Допуски наиболее распространенных производителей: Mercedes (выглядит как MB 229.1), Volkswagen (VW 503.00), BMW (BMW Longlife-01), General Motors (GM-LL-A-025) и Ford (Ford WSS M2C913C). Допуски в скобках — не единственные, они всего лишь пример. Кроме того, у Renault и Fiat есть свои потребности, у многих (если не у всех) производителей коммерческих автомобилей (например, Man, Volvo и другие), даже у брендов, производящих тракторы и спецтехнику (JCB, CAT, John Deere и другие). С технической точки зрения разрешения разных производителей часто копируют друг друга, имея одинаковые или похожие требования с разными обозначениями, хотя это не исключает в некоторых случаях исключительных требований. Описывать все допуски — занятие неблагодарное, так как объем текста окажется баснословным. Возможно, позже я выложу информацию отдельно по каждому производителю, а пока вот соотношение между основными допусками основных производителей в отношении использования масла Отчет о допусках OEM

Как классифицируются моторные масла

Разработчики двигателей подбирают моторные масла и требования к ним в зависимости от конструктивных особенностей и условий эксплуатации.

возможна заливка неоригинальных моторных жидкостей, но с учетом класса качества и групп качества, рекомендаций производителя. Правильно подобранное неоригинальное масло, отвечающее всем критериям производителя, не является поводом для отказа в гарантийном ремонте в случае отказа двигателя.

SAE

Всемирно признанная классификация моторных масел — это SAE, класс вязкости, который зависит от температуры внешней среды, в которой работает двигатель.

При изменении внешней температуры изменяется вязкость рабочего тела; при низких температурах для оптимальной работы двигателя масло должно оставаться достаточно жидким, а при высоких температурах оно должно быть достаточно густым, чтобы защитить двигатель.

Согласно стандартам SAE машинные масла делятся на семнадцать классов от 0W до 60W.

Из них восемь — зимние (первые цифры — 0; 2,5; 5; 7,5; 10; 15; 20; 25) и девять — летние (2; 5; 7,5; 10; 20; 30; 40; 50. ; 60).

Первая цифра указывает минимальную отрицательную температуру, при которой масло перекачивается в двигатель насосом и гарантируется безопасный запуск двигателя.

Второе число характеризует вязкость рабочей жидкости при высоких температурах, чем выше число, тем плотнее жидкость при высоких температурах.

Разделение обоих чисел W указывает на всесезонное использование моторных жидкостей.

Наиболее распространенные в России индексы вязкости для холодного пуска двигателя (первые цифры — температура:

  • 0 Вт ниже -35 ° C;
  • 5 Вт при -30 ° C;
  • От 10Вт до -25 ° C;
  • От 15Вт до -20 ° C;
  • От 20Вт до -15 ° С.

Вторыми по распространенности в России числами показателей, характеризующих максимальную температуру наружного воздуха, являются:

  • 30 + 25 ° С;
  • 40 от + 30 ° C до + 45 ° C (в зависимости от первых чисел — при 0W + 30 ° C, при 5W + 35 ° C, при 10W + 35 ° C, при 15W и 20W + 45 ° C).

В умеренно холодную зиму и не жаркое лето рекомендуется использовать масло 10W, так как оно более универсально и подходит для многих автомобилей. В очень холодные зимы следует заливать рабочую жидкость с показателем 0W или 5W.

Современные двигатели с пробегом не более 50% от запланированного ресурса требуют маловязкого масла.

API

Классификация API подразумевает разделение рабочих жидкостей на две категории: «S» для бензиновых двигателей и «C» для дизельных двигателей. Для моторных масел, подходящих как для бензиновых, так и для дизельных двигателей, используется двойная маркировка, например SF / CH.

Ниже представлена ​​разбивка по уровню исполнения (вторая буква). Чем дальше вторая буква в порядке алфавита, тем лучше такие моторные масла обеспечивают работу двигателя и снижают расход жидкости на отходы.

Классы моторных масел для бензиновых двигателей по качеству в зависимости от года выпуска:

  • СН для двигателей современных автомобилей высокого экологического класса и энергосберегающих;
  • СМ с 2004 г.;
  • SL с 2000 г.;
  • SJ с 1996 г.;
  • SH с 1993 г

Масла SN рекомендуются для замены старых масел.

Классы моторных жидкостей для дизельных двигателей по качеству в зависимости от года выпуска:

  • CJ с 2006 года, чтобы обеспечить максимальную защиту окружающей среды от вредных выбросов в атмосферу;
  • CL с 2002 г с учетом экологических норм в 2002 г и с окончанием PLUS введен в 2004 г с повышением экологических требований в 2004 г.;
  • ЦЗ с 1998 г., для высокоскоростной эксплуатации с учетом экологических норм 1998 г.;
  • ЦГ с 1995 г., для условий работы с повышенными нагрузками и скоростным режимом;
  • CF-2 для двигателей без прямого впрыска с 1994 г., CF-4 с 1990 г для двигателей, работающих в режиме высоких оборотов;
  • CE с 1993 года для условий работы с повышенными нагрузками.

Цифры 2 или 4, разделенные тире, обозначают двух- или четырехтактный двигатель. Все современные автомобили имеют четырехтактный двигатель.

Моторные жидкости классов SM и SN подходят для двигателей с турбонаддувом.

ACEA

Классификация ACEA является европейским эквивалентом API.

В последней редакции 2012 года моторные масла подразделяются на:

  • A / B для бензина (A) и дизеля (B;
  • C для дизельных и бензиновых двигателей с повышенным экологическим классом и наличием сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов;
  • И для тяжелых дизельных двигателей.

Основные классы и характеристики по последней редакции:

  • A1 / B1 предназначены для использования в бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей, с увеличенными интервалами замены масла, низким коэффициентом трения;
  • A3 / B3 предназначены для использования в высокооборотных бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей, с увеличенными интервалами замены, в тяжелых условиях работы, в любое время года;
  • A3 / B4 предназначены для использования в бензиновых и дизельных двигателях с высоким ускорением, экономией топлива;
  • A5 / B5 предназначены для использования в высоконагруженных бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей, с увеличенными интервалами замены;
  • С1 и С2 заливаются в высокооборотные дизельные и бензиновые двигатели легковых автомобилей, оснащены сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами, имеют низкий коэффициент трения, экономию топлива и продление срока службы сажевых фильтров и катализаторов, отличаются содержанием различных добавки;
  • С3 и С4 предназначены для высокооборотных дизельных и бензиновых двигателей легковых автомобилей, оснащены сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами, продлевают срок службы сажевого фильтра и катализатора, отличаются количеством присадок;
  • Е6 предназначены для дизельных двигателей грузовых автомобилей, эксплуатируемых в особо тяжелых условиях, оснащены сажевыми фильтрами и нейтрализаторами, увеличенным интервалом замены;
  • Е7 предназначены для грузовых дизелей, работающих в особо тяжелых условиях, с системами рециркуляции, нейтрализаторами, без сажевых фильтров, с увеличенным интервалом замены;
  • E9 предназначены для самых современных дизельных двигателей с повышенной нагрузкой и наиболее жесткими экологическими требованиями, как с сажевым фильтром, так и без него, с увеличенным интервалом замены.

ILSAC

Классификация моторных масел ILSAC предназначена для сертификации и авторизации рабочих жидкостей для двигателей легковых автомобилей, производимых в США и Японии.

Характеристики моторных жидкостей по классификации ILSAC:

  • энергосбережение;
  • уменьшенный расход топлива;
  • низкая вязкость;
  • устойчивость к пенообразованию;
  • низкая волатильность;
  • защита от засорения каталитических нейтрализаторов благодаря низкому содержанию фосфора.

Классы качества и год внедрения:

  • GF-1 — устаревший класс, сопоставимый с ARI SH, по индексу вязкости SAE 0W, 5W, 10W со вторыми номерами 30, 40, 50, 60;
  • GF-2 1996 г., сравнимый с ARI SJ, по индексу вязкости SAE 0W, 5W, 10W со вторыми номерами 20, 30, 40, 50, 60;
  • GF-3 с 2001 г., сравним с API SL, отличие от GF-2 и API SJ — лучшие противоизносные и антиоксидантные характеристики и параметры энергосбережения;
  • GF-4 с 2004 г сопоставим с ARI SM с улучшенными энергоэффективностью, очищающими и антиоксидантными свойствами, по индексам SAE — 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30, 10W-30, совместим с каталитическими нейтрализаторами;
  • GF-5 2010 года выпуска отличается от GF-4 большей энергоэффективностью, противоизносными свойствами и совместимостью со всеми системами защиты окружающей среды.

ГОСТ

Классификация моторных масел по ГОСТ 17479.1 изначально была принята в СССР в 1985 году, но с учетом изменений в автомобильной промышленности и требований по охране окружающей среды последняя редакция была в 2015 году.

Классификация моторных масел по ГОСТ согласно международным требованиям

В зависимости от области применения машинные масла делятся на группы от A до E.

Прогрев двигателя и вязкость моторного масла

При запуске автомобиля моторное масло холодное и вязкое. В результате толщина масляной пленки в пространствах велика, а коэффициент трения в это время высокий. При прогреве двигателя масло быстро прогревается и переходит в рабочий режим. Именно поэтому производители не рекомендуют сразу и сильно нагружать двигатель (начинать движение без качественного подогрева) в сильные морозы.

Кинематическая и динамическая вязкости масла

Для определения качества масла определяется его кинематическая и динамическая вязкость.

вязкость масла

Кинематическая вязкость — это показатель текучести при нормальной (+ 40 ° C) и высокой (+ 100 ° C) температурах. Определяется с помощью капиллярного вискозиметра. Чтобы определить это, мы учитываем время, за которое масло уходит при определенных температурах. Измеряется в мм2 / с.

Динамическая вязкость — это показатель, определяющий реакцию смазки в имитаторе реальных нагрузок: вращающемся вискозиметре. Устройство моделирует реальные нагрузки в двигателе с учетом давления в магистралях и температуры +150 oC и проверяет, как ведет себя смазочная жидкость, как изменяется ее вязкость именно в момент нагрузки.

Что мы видим на этикетке

Приобретая моторное масло, важно внимательно изучить информацию на упаковке.


Здесь доступна следующая информация:

  1. Спецификация API и ACEA, по которой можно предварительно определить качество продукта и возможность его использования. Важно убедиться, что требования производителя к классу соответствуют заявлениям производителя.
  2. Технологические особенности. Производитель часто указывает, что масло создано с учетом современных технологий и с соблюдением действующих международных патентов. Это свидетельствует об особых свойствах моторного масла и его способности выдерживать любые нагрузки.
  3. Одобрения (согласования) производителя. Некоторые производители рекомендуют использовать определенные виды смазок. Например, может быть указано, что товар соответствует стандартам Peugeot, Opel, BMW и других марок.
  4. Название продукта и химический состав. Здесь нужно посмотреть на тип масла, например, синтетическое, минеральное или полусинтетическое. В остальном эти данные не очень важны.
  5. Штрих-код. По нему легко оценить, в какой стране произведен товар, убедиться в его оригинальности и получить дополнительную информацию.
  6. Сфера применения. Производитель должен указать, для какой транспортировки предназначен этот продукт. Например, для автомобилей с бензиновым двигателем.
  7. Номер партии и дата изготовления. Также помогает сделать правильный выбор в случае затруднений.
  8. Псевдо-маркировка. Многие производители используют разные этикетки на своей упаковке, чтобы привлечь внимание покупателей. В то же время практического применения они не имеют.
  9. Особые категории.
  10. Индикация вязкости. Считается важнейшим параметром, по которому можно судить о возможности использования моторного масла в определенное время года и применительно к конкретному модельному ряду. Важно убедиться, что указанный класс соответствует требованиям производителя.

В совокупности вышеперечисленные характеристики позволяют принять решение о покупке смазочного материала и, как следствие, избежать негативных последствий для двигателя.

Стандарт ГОСТ 1747.1-2015

Межгосударственный стандарт делит бытовые смазочные материалы на классы в зависимости от кинематической вязкости и на группы в зависимости от условий эксплуатации завода.

Моторное масло имеет вязкостные характеристики, которые делят его на летнее, зимнее и всесезонное. Летние жиры обозначаются цифрами 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24. Зимние жиры обозначаются номерами 3z, 4z, 5z, 6z с буквой «z» (зимние). Всесезонные масла качества 3z / 8, 4z / 6, 4z / 8, 5z / 10, 5z / 12, 5z / 14, 6z / 10, 6z / 14, 6z / 16. В первой половине кадра указана степень зимнего жира, во второй половине кадра — летняя.

Вязкостная характеристика моторной смазки по межгосударственному ГОСТу

Класс Значение кинематической вязкости при + 100° Параметр кинематической вязкости при -18 °, не более мм.кв / см
Самый маленький Самый большой
3,6 1200
4.0 2500
5,4 6200
5.5 10300
6 5,7 7.2
восемь 7.2 9.2
10 9.2 11,3
12 11,3 12,2
14 12,2 14,2
16 14,2 16,2
ветры 16,2 21,5
24 21,5 26,5
3Z / 8 7.2 9.2 1200
4Z / 6 5.5 7.2 2500
4Z / 8 7.2 9.2 2500
4Z / 10 9.2 11,8 2500
5Z / 10 9.2 11,8 6200
5Z / 12 11,8 12,8 6200
5Z / 14 12,8 14,8 6200
6Z / 10 9.2 11,8 10500
6Z / 14 12,8 14,8 10500
6Z / 16 14,8 16,2 10500

Что происходит, когда вязкость масла выше нормы

Если вязкость выше нормы, даже когда двигатель уже прогрет, вязкость масла не упадет до значения, рассчитанного техником. В условиях нормальной нагрузки температура двигателя будет повышаться до тех пор, пока вязкость не вернется к норме. Из этого следует, что рабочая температура при эксплуатации плохо подобранного моторного масла будет постоянно повышаться, что увеличивает износ деталей и агрегатов двигателя.

При больших нагрузках — при аварийном разгоне или на длительном крутом подъеме температура двигателя снова повышается и может превышать температуру, при которой масло сохраняет свои рабочие свойства. Он будет окисляться и образовывать краски, нагар, кислоты.

Еще один недостаток слишком вязкого масла заключается в том, что часть мощности двигателя будет потрачена на потери из-за высоких сил нагнетания в системе.

Вязкость моторного масла в рабочих температурах

вязкость масла

В условиях высоких нагрузок увеличивается коэффициент трения и повышается температура. Высокая температура вызывает разжижение масла и уменьшение толщины пленки. Коэффициент трения уменьшается, и масло остывает. То есть температура и толщина пленки варьируются в пределах, строго определенных производителем. Именно такой режим позволит маслу хорошо выполнять свое предназначение.

Обозначение моторных масел по стандарту API

Стандарт API (Американский институт нефти) определяет, где следует использовать масло. Он состоит из двух латинских букв. Первая буква S — бензиновый двигатель, C — дизель. Вторая буква — это дата разработки автомобиля.

вязкость масла

Бензиновые двигатели:

  • SC — автомобили выпуска до 1964 г;
  • СД: автомобили 1964-1968 годов выпуска;
  • SE — экземпляры, выпущенные в 1969-1972 гг.;
  • SF — автомобили выпуска 1973-1988 гг.;
  • SG — автомобили, разработанные в 1989–1994 годах для использования в сложных условиях;
  • Ш — автомобили, разработанные в 1995-1996 годах для сложных условий эксплуатации;
  • SJ — копии с датой выпуска 1997-2000 гг., С лучшей энергоэффективностью;
  • SL — автомобили, с запуском производства в 2001-2003 гг. И с увеличенным сроком службы;
  • SM — автомобили, выпускаемые с 2004 г.;
  • SL + более высокая стойкость к окислению.

Для дизельных двигателей:

  • CB — автомобили выпуска до 1961 г., высокое содержание серы в топливе;
  • CC — автомобили выпуска до 1983 года, эксплуатируемые в тяжелых условиях;
  • CD — автомобили выпуска до 1990 года, которые должны были работать в тяжелых условиях и с большим количеством серы в топливе;
  • СЕ — автомобили с газотурбинным двигателем выпуска до 1990 года выпуска;
  • CF — автомобили, выпускаемые с 1990 года, с турбиной;
  • ЦГ-4 — экземпляры, выпускаемые с 1994 года, с турбиной;
  • CH-4 — автомобиль с 1998 года по нормам токсичности, применяемым в США;
  • КИ-4 — автомобиль с турбонаддувом и клапаном рециркуляции ОГ;
  • CI-4 plus — аналог предыдущего, с высокими стандартами токсичности США.

Что проверять на упаковке

Какие данные можно увидеть на банке моторного масла?

  • SAE — Определение вязкости масла
  • API и ASEA — определение класса качества
  • Разрешение производителя автомобиля
  • Штрих-код
  • Дата производства и номер партии
  • Маркетинговые псевдо-ярлыки
  • Указание специальной категории масла, если применимо

На следующем примере расшифруем основные маркировки моторных масел:

Маркировка моторных масел по SAE

При покупке смазки обращайте внимание на маркировку на таре, то есть тип SAE. Это международный стандарт, по которому легко делать выводы о вязкости продукта в различных диапазонах температур.

Проще говоря, вы можете увидеть минимальную и максимальную допустимую температуру.

С учетом SAE на масле можно встретить обозначение типа XW-Y, где первый и последний символы представляют собой определенные числа.

Первый показывает минимальную температуру, при которой смазка будет выполнять возложенные на нее функции. Что касается буквы W, то она указывает на возможность использования смазки зимой.

Что обозначают буквы и цифры

Для удобства сведем в таблицу, что означают буквы и цифры.

Ценности Недостаточная поворачиваемость Прокачиваемость
0w -30 0С -40 0С
5 Вт -25 0С -35 0С
10 Вт -20 0С -30 0С
15 Вт -15 0С -25 0С
20 Вт -10 0С -20 0С
25 Вт -5 0С -15 0С

Запуск: показывает возможность запуска деталей цилиндро-поршневого узла (CPG) двигателя при определенной вязкости моторного масла и температуре окружающей среды.

Прокачиваемость: способность масла прокачиваться через систему при определенной вязкости без учета сухого трения деталей CPG. Как правило, температура откачки на 50 ° C ниже начальной. Прокачиваемость на холоде обеспечивается минимальной кинематической вязкостью зимних масел.

По второму числу можно оценить минимальный / максимальный параметр вязкости смазки при нагревании до температуры 100-150 градусов Цельсия.

Чем выше этот параметр, тем гуще жир при нагревании. При уменьшении этого показателя работает обратная зависимость.

Для удобства мы сведем температурные пределы вязкости в таблицу.

Имя Значения температуры
0w20 от — 25 до +20
0w30 от — 25 до +20
5w50 от — 30 до + 45
5w20 от — 30 до +15
5w30 от — 30 до +20
5w40 от — 30 до + 35
5w50 от — 30 до + 45
10w40 от — 20 до + 35
15w30 от — 15 до + 35
15w40 от — 15 до + 45
20w40 от — 10 до + 45
20w50 от — 25 до +45 и выше
SAE 30 от 0 до + 45

Сезонность моторных масел

Покупая смазку для двигателя, следует иметь в виду, что она может варьироваться в зависимости от сезона использования. Здесь выделяются несколько вариантов.

Зимние

Разработанные для работы при минусовых температурах, они обладают большей текучестью. Такое моторное масло легко узнать по наличию в обозначении буквы W. Например 10 Вт, 15 Вт и так далее

Использование такой смазки в жаркое время года не рекомендуется из-за отсутствия необходимой защитной пленки.

Также двигатель не может создать необходимое давление из-за повышенной текучести.

Как грамотно выбрать машинное масло

В инструкции по эксплуатации производители автомобилей указывают рекомендованное моторное масло и его допуски. Возможен выбор масла по тем же критериям, оставаясь на гарантии. При грамотном подходе к выбору масла характеристики неоригинального масла ни в чем не уступят оригиналу, а в некоторых случаях превзойдут его.

Масла следует выбирать в соответствии с классификациями SAE (вязкость) и API (по типу двигателя и году выпуска). Рекомендуемые допуски для этих классификаций должны быть указаны в инструкциях.

Рекомендации по выбору моторного масла по вязкости:

  • при пробеге автомобиля не более 25% от ожидаемого ресурса (новый двигатель) необходимо доливать моторные масла SAE 10W-40 или 5W-40 вне зависимости от сезона;
  • рекомендуется заливать моторные масла вязкостью 10W-40, 15W-40 — в теплое время года, вязкостью 5W-30, 10W-30 — в холодное время года независимо от времени года — 5W-40;
  • в старом двигателе (пробег более 76% от ожидаемого ресурса) необходимо заливать моторные масла вязкостью 15W-40, 20W-40 — в теплое время года и 5W-40, 10W-40 — зимой вне зависимости от сезона — 5W-40.

По классификации API моторные жидкости необходимо выбирать в классе SM или SN для современных бензиновых двигателей, для дизельных двигателей не ниже CL-4 PLUS или CJ-4 для автомобилей с экологическим классом EURO-4 и EURO-5.

Основные классификации и виды моторных масел

Чтобы сделать процесс выбора масла для конкретного типа двигателя в соответствии с необходимыми критериями быстрее и проще, были созданы некоторые глобальные стандарты. Все производители моторных масел используют определенные классификации:

  1. SAE;
  2. API;
  3. ACEA;
  4. ILSAS;
  5. ГОСТ.

Каждый из этих признаков подразумевает ряд определенных свойств моторного масла, по которым можно легко ориентироваться в выборе продукта. В России в основном используются три категории:

  • ГОСТ
  • API
  • ACEA

Класс моторного масла напрямую зависит от типа двигателя, установленного в автомобиле — бензиновый или дизельный. Также существует универсальное масло, подходящее для обоих типов. Класс должен быть написан на этикетке.

Каждое моторное масло содержит основу (минеральное масло) и различные типы специальных присадок. Минеральное масло обычно представлено некоторыми масляными фракциями, полученными путем перегонки масла или искусственно. В связи с этим по химическому составу моторные масла можно разделить на три группы:

  1. Синтетический;
  2. Полусинтетический;
  3. Минеральная.

На упаковке моторного масла обязательно указывается его химический состав.

Оцените статью
Блог про ремонт автомобиля