- Упала плотность электролита в аккумуляторе: причина и последствия
- Зависимость плотности от степени заряженности
- Как измерить плотность в необслуживаемом аккумуляторе
- Лето
- Варианты подъёма плотности АКБ
- Проверка плотности рабочей жидкости
- Как правильно поднять плотность электролита в аккумуляторе
- Как повысить плотность электролита
- Эксплуатация авто в зимний период
- Подготовительные работы перед проверкой уровня и плотности
- Видео: как снять аккумулятор с автомобиля
- Как самостоятельно проверить плотность электролита и степень разряженности батареи?
- Видео: проверка плотности электролита в автомобильной батарее
- Таблица: поправка к показаниям ареометра
- Таблица определения заряженности аккумулятора по плотности электролита
- Таблица: плотность электролита и степень заряженности АКБ при проверке мультиметром
- Как скорректировать плотность электролита в аккумуляторе?
- Таблица: корректировка плотности электролита
- Технология измерения плотности
- Способы повышения плотности электролита в обслуживаемом аккумуляторе
- Подзарядка
- Добавление электролита
- Обновление электролита
- Причины искажений показаний плотности раствора в АКБ
- Испарение и закипание электролита
- Вытекание жидкого раствора
- Сульфатация пластин
- Как повысить плотность электролита в аккумуляторе в домашних условиях
- Принцип действия аккумулятора
Упала плотность электролита в аккумуляторе: причина и последствия
Как правило, снижение плотности происходит из-за испарения кислого водного раствора в секциях аккумулятора. В данном случае это закипание электролита в банках, которое происходит при подзарядке аккумулятора. Кроме того, вода постепенно испаряется из батареи и по естественным причинам, при этом процесс протекает медленно, позволяя батарее сохранять рабочее состояние в течение длительного времени.
В свете вышесказанного становится понятно, для чего нужны восстановленные батареи. Доступ к банкам позволяет следить за уровнем электролита. Часто этот уровень поддерживается в определенных пределах путем добавления дистиллированной воды. Многие автовладельцы знакомы с этим процессом.
Однако не все понимают, что проблему нельзя решить доливом воды во всех случаях, так как параллельно необходимо проверять плотность полученного раствора. Дело в том, что сам электролит частично испаряется вместе с водой. По этой причине необходимо добавлять не только воду, но и раствор электролита.
После этого в обязательном порядке измеряют плотность электролита в аккумуляторе ареометром. Следует учитывать, что правильная плотность электролита в аккумуляторе позволит не только эффективно накапливать и удерживать заряд, но и предохранять аккумулятор от замерзания с наступлением холодов.
На практике это означает, что если водитель регулярно только доливал воду в бидоны и не следил за плотностью раствора, эта батарея могла замерзнуть и / или выйти из строя зимой. Дело в том, что зимой при понижении температуры электролита АКБ в секциях и недостаточной плотности самого раствора вода в его составе превращается в лед.
совершенно очевидно, что летняя или зимняя плотность электролита в батарее — понятие относительное. Необходимо всегда выдерживать рекомендованную густоту вне зависимости от времени года. Кроме того, плотность для регионов с холодным климатом можно немного увеличить, оставив значение в пределах допустимых показателей, то есть не превышая.
также важно понимать, что минимальная плотность электролита в аккумуляторе может не вызвать проблем в жаркое время года, однако с наступлением холодов аккумулятор выходит из строя даже при нормальном уровне раствора в банках. Также обратите внимание, что электролит в аккумуляторе может стать черным или мутным. В этом случае помогает его замена, в ходе которой также регулируется плотность.
Зависимость плотности от степени заряженности
Для электролита автомобильного аккумулятора нормальной плотностью 1,27 г / см3 можно дать следующую зависимость от степени разряда аккумулятора:
Плотность г / см3 | Уровень заряда | Точка замерзания |
1,27 | 100%, | — 60 ° С; |
1,26 | 95%, | — 55 ° С; |
1,25 | 87%, | — 50 ° С; |
1,24 | 80%, | — 46 ° С; |
1,23 | 75%, | — 42 ° С; |
1,22 | 70%, | — 37 ° С; |
1,21 | 63%, | — 32 ° С; |
1,20 | 56%, | — 27 ° С; |
1.19 | 50%, | — 24 ° С; |
1.18 | 44%, | — 18 ° С; |
1.17 | 37%, | — 16 ° С; |
1,16 | 31%, | — 14 ° С; |
1,15 | 25%, | — 13 ° С; |
1.14 | 19%, | — 11 ° С; |
1.13 | 13%, | — 9 ° С; |
1,12 | 6%, | — 8 ° С; |
Таблица плотности электролита показывает зависимость плотности и температуры замерзания. Приведенные данные показывают, что глубокая разрядка аккумулятора чревата замерзанием даже при температуре 8 — 16 ° С
Как измерить плотность в необслуживаемом аккумуляторе
Необслуживаемые батареи не имеют в своей конструкции закрывающихся технологических отверстий. Это означает, что производитель не предусмотрел возможность самостоятельного измерения плотности электролита в течение всего срока службы аккумулятора.
Для умельцев такая конструктивная особенность необслуживаемого аккумулятора не является непреодолимым препятствием для улучшения состояния устройства, в котором есть существенные отклонения от нормы.
Не требующую обслуживания модель аккумулятора они превращают в полезную при помощи дрели, с помощью которой просверливают большие отверстия в центре каждой банки.
В отверстия метчиком нарезается резьба, а из пластикового стержня подходящего диаметра делается колпачок, на котором с помощью гайки нарезается резьба определенного диаметра и шага.
Получившаяся пластиковая шпилька разрезается на 6 частей по 3-4 см, самодельные заглушки вкручиваются в проделанные ранее отверстия, а затем аккумулятор используется как полезный.
Есть еще один популярный метод. По краю, в крышке, есть 6 небольших отверстий, через которые можно получить полный доступ к жидкости в каждой батарее.
Измерив таким образом уровень электролита, герметичность аккумулятора можно восстановить с помощью силиконового герметика. Чтобы вещество не попало внутрь аккумулятора во время герметизации, рекомендуется использовать самодельный проволочный крючок, чтобы попытаться распрямить пластиковую часть, которая была раздавлена в процессе прокалывания.
Внимание! При механическом повреждении корпуса аккумулятор слетает с гарантией, а в случае ошибки может выйти из строя. Попавший в банки мусор также может сократить срок службы батареи.
Лето
Летом аккумулятор теряет много жидкости. Рекомендуется поддерживать плотность на 0,02 г / см3 ниже значения, требуемого стандартами. В первую очередь, это наблюдение относится к регионам, расположенным на юге России.
Летом температурный режим под капотом, в котором находится аккумулятор, повышен. Это включает в себя следующие моменты:
- Улетучивание жидкостей из кислотного состава.
- Активное прохождение процессов преобразования электрической энергии в химическую энергию, происходящих в аккумуляторных кислотных батареях.
Все это обеспечивает сильный токовый выход, который выполняется даже при минимально допустимых значениях плотности электролита. Например, значение 1,22 г / см3 характерно для местности с жарким и влажным климатом. Если уровень электролита систематически снижается, это приводит к увеличению значения. Этот взаимосвязанный процесс является причиной химического разрушения электрических проводников. Поэтому проверка количества воды в аккумуляторе — важная задача, выполнение которой — залог правильного ухода за автомобилем. Решение состоит в том, чтобы добавить дистиллированную жидкость, снизив уровень электролита. Если это действие не выполнить, могут возникнуть проблемы с доливкой и сульфатацией.
Отвлечение автолюбителей — главный фактор разрядки аккумулятора. Другими словами, если водитель не следил за состоянием батареи, необходимо принять определенные меры. Они заключаются в обеспечении заряда аккумулятора с помощью специального устройства. Однако перед этим следует обратить внимание на уровень жидкости, которая может испариться при работе. В этом случае необходимо долить очищенную воду без примесей.
Поэтому, посчитав, какая плотность должна быть в аккумуляторе зимой в зависимости от региона, нельзя не привести значения для летнего сезона.
Район использования автомобиля Значение плотности, г / см3
Южные регионы | 1,25 |
Центральные регионы | 1,27 |
Северные регионы | 1,27 |
Крайний север | 1,27 |
Варианты подъёма плотности АКБ
Ответ на вопрос, как увеличить плотность электролита в аккумуляторе, напрямую зависит от причин предыдущего и критичности снижения показателей. Если источник питания имеет явные повреждения, трещины и сколы, то возможность восстановить его работоспособность минимальна, поэтому профессионалы советуют не тратить время и деньги на покупку нового блока. В ситуации, когда снижение плотности минимально, на устройстве отсутствуют дефекты, критерии жидкости верны, вы можете попытаться восстановить концентрацию раствора путем специальной подзарядки устройства, выполнив следующие действия:
- Заряжайте блок слабым током на максимум.
- Дайте устройству отдохнуть не менее двенадцати часов.
- Повторите процедуру, заряжая аккумулятор напряжением 14,6 вольт, током до двух ампер.
- После установки аккумулятора произведите контрольное измерение индикаторов.
Систематическое выполнение данной процедуры позволяет довести плотность батареи до нормальных значений с отклонениями в несколько сотых единицы. Критические отклонения от нормы или несоответствия, сопровождающиеся параллельным уменьшением количества раствора в сотах, обеспечивают более радикальные решения проблемы. Если первый вариант коррекции не актуален, его использование не позволяет добиться показателей эффективности, применяется метод добавления электролита. Для проведения процедуры необходимы ареометр, груша для извлечения вещества, мерная емкость и емкость для отработанного раствора, корректирующий электролит и дистиллированная вода.
Процедура проводится по следующей инструкции:
- Из емкости, в которой плотность ниже стандартной, берется раствор — чем больше, тем лучше. Объем отобранной жидкости измеряется путем наливания ее в мерную емкость.
- В аккумуляторную батарею добавляется новый электролит, объем которого должен быть равен половине взятой жидкости. Аккумулятор следует осторожно покачивать из стороны в сторону, избегая сильных наклонов, чтобы новый раствор смешался с оставшейся жидкостью.
- Показатели измерения. При необходимости добавьте еще один электролит в количестве, эквивалентном четверти перекачиваемой жидкости.
- Процедура повторяется до совпадения коэффициентов со стандартом, после чего недостаток жидкости восполняется дистиллированной водой.
- Аналогичные действия производятся со всеми элементами аккумуляторной батареи.
После этих процедур аккумулятор оставляют не менее чем на два часа для декантации, чтобы растворы в резервуарах стали однородными и измерения можно было возобновить. Бывает так, что после контрольного замера исполнитель выявляет несоответствие плотности в сотах больше одной сотой грамма на кубический сантиметр. Такая ситуация недопустима, требует решения дилеммы, как выровнять плотность электролита в батареях. Уравнивание показателей осуществляется выпрямленным током, номинал которого в два или даже три раза ниже штатного. Ответ на вопрос, как увеличить плотность в аккумуляторе, когда его показатели крайне низкие, не достигают критической нормы 1,18 или электролит в секциях имеет явные визуальные дефекты, предусматривает процедуру абсолютного обновления жидкость из аккумулятора. Чтобы восстановить работоспособность устройства, вам потребуется произвести следующие манипуляции:
- Удалите жидкость из всех банок при помощи груши, насколько это технически возможно.
- Закройте крышки банок и расположите устройство так, чтобы открывался доступ к нижней части батареи, не переворачивая ее.
- Сделайте небольшое отверстие в нижней части каждого резервуара, предварительно поместив контейнер под аккумулятор для тестирования.
- Отвинтите крышки банок и аккуратно очистите канистры, налив в них дистиллированную воду.
- Сварка отверстий в основании кислотостойким материалом.
- Наполните банки по правилам, описанным выше.
Правильно выполненные процедуры при отсутствии механических повреждений устройства и целостности пластин продлят срок эксплуатации аккумулятора на несколько лет.
Проверка плотности рабочей жидкости
Существуют специальные приборы для измерения плотности жидкостей — плотномеры или плотномеры. Есть один для автомобильных аккумуляторов. Он выполнен в виде большого шприца, внутри которого находится поплавок со специально откалиброванной шкалой.
Поплавок автореометра снабжен специальным «шприцем» для работы в секциях аккумуляторов с узкой шейкой.
Для измерения плотности в гидроаккумуляторе со всех его секций скатываются крышки. Далее груша ареометра сжимается и его игла опускается в срез. Выпустив грушу, в шприц набирается электролит. В этом случае поплавок устройства поднимается. Плотность жидкости считывается по шкале на уровне, на котором поплавок всплыл.
Флот достиг отметки 1,200. Плотность электролита составляет 1,2 г / см у щенка.
После измерения грушу снова отжимают, а после слива электролита в батарею ареометр промывают проточной водой и сушат. Не забывайте, что каждая секция — это отдельная и независимая часть батареи, поэтому плотность необходимо измерять в каждой.
Как правильно поднять плотность электролита в аккумуляторе
Как видите, необходимость увеличения плотности батареи может возникнуть по разным причинам. Прежде всего, нужно понять, какой плотности нужно влить в аккумулятор электролит в том или ином случае. Обратите внимание, в продаже есть растворы, плотность которых изначально несколько завышена.
Это означает, что в процессе регулировки может потребоваться дистиллированная вода для снижения плотности. При этом следует учитывать, что затопление обычной проточной водой, технической водой и так далее не допускается, поэтому идем дальше. Для определения необходимой плотности рекомендуем ознакомиться с таблицей плотности электролита (см. Выше).
Следующим шагом является подготовка основных инструментов, инструментов и компонентов, необходимых для создания решения:
- ареометр;
- стекло (мерное);
- дренажная емкость;
- резиновая груша;
- дистиллированная вода;
- аккумуляторный электролит;
Перед началом работы имейте в виду, что при обращении с кислотой необходимо соблюдать меры предосторожности. Для защиты кожи и глаз рекомендуется использовать резиновые перчатки и защитные очки, кроме того, в случаях, когда раствор электролита разбавляется сам по себе, запрещено добавлять воду в кислоту! Сначала необходимо долить воду, после чего аккуратно и осторожно долить кислоту! Это позволит избежать травм и химических ожогов.
Если электролит был полностью заменен или жидкость необходимо слить, не перекручивайте и не наклоняйте аккумулятор слишком сильно. Дело в том, что такие действия могут привести к выпадению свинцовых пластин, после чего происходит короткое замыкание и выходит из строя аккумулятор.
Что касается измерений плотности, измерения необходимо проводить при температуре наружного воздуха около 20 градусов Цельсия. Получается, что если на улице холодно, аккумулятор нужно сначала отнести в отапливаемое помещение и иметь возможность прогреться.
также важно помнить, что плотность батареи уменьшается при разрядке и увеличивается после зарядки. По этой причине для получения наиболее надежных показателей перед измерениями аккумулятор необходимо полностью зарядить.
Если заменить батарею невозможно, а есть батарея необслуживаемого типа (то есть работа выполняется с необслуживаемой батареей), то для доступа к банкам потребуется просверлить отверстия в тело с дрелью. Также необходимо подготовить паяльник для дальнейшей герметизации банок. Пластик, используемый для герметизации, должен быть кислотостойким.
Чтобы слить старый электролит или собрать излишки, нужно заранее подготовить емкость. Лучше всего для этого подходят стеклянные банки или бутылки. Вам также нужно будет позаботиться о дальнейшей утилизации. Не сливайте электролит в канализацию, не выливайте на землю или водоемы!
Кислотный раствор необходимо предварительно нейтрализовать щелочью. Если у вас нет определенных навыков, нужно заранее проконсультироваться со специалистами, изучить проблему на специализированных форумах, задать аналогичный вопрос в пунктах приема старых аккумуляторов и т.д.
Учтя все нюансы, можно переходить к обслуживанию аккумулятора. Далее мы рассмотрим процесс на примере кислотной батареи. Обратите внимание, что если батарея щелочная, некоторые индикаторы будут отличаться от показанных ниже.
Как повысить плотность электролита
Следовательно, плотность измеряется в граммах на кубический сантиметр, то есть в г / см3. Измерения плотности следует проводить на каждом блоке батарей. Плотность раствора должна быть от 1,25 до 1,29.
Разброс показателей между секциями АКБ не должен быть более 0,01. В случаях, когда показатель упал примерно до 1,20, плотность в банках можно увеличить, добавив электролит, который имеет плотность 1,27.
Для выполнения задачи вам потребуется выполнить следующие действия:
- Доливка производится в каждую отдельную банку. Для этого из баллончика с грушей откачивается как можно больше старого электролита.
- Затем электролит сливают в стакан, чтобы можно было измерить его количество.
- После этого в банку наливается свежий электролит и нужно налить только половину объема, который был накачан ранее.
- Далее аккумулятор нужно встряхнуть из стороны в сторону, избегая сильного наклона и опрокидывания. Такие действия позволят оставшейся в батарее жидкости смешаться со свежей.
- Теперь можно измерить плотность. В случае, если значение не достигает желаемого показателя, можно добавить еще половину ранее прокачанного объема.
- Эти действия повторяются до тех пор, пока не будет достигнут желаемый показатель плотности.
- После нормализации плотности необходимо долить дистиллированную воду по уровню, а затем приступить к работе с другой банкой.
Если плотность аккумулятора падает до 1,18, необходимо доливать не электролит, а аккумуляторную кислоту. Плотность этой кислоты намного выше. В тех случаях, когда сразу увеличить плотность не удалось, процесс повторяется до получения желаемого значения.
Также рекомендуем прочитать статью о том, как самостоятельно заменить электролит в аккумуляторе. Из этой статьи вы узнаете об особенностях замены электролита в аккумуляторе, а также ознакомитесь с основными требованиями, связанными с этой процедурой.
Когда работа со всеми секциями аккумулятора завершена, аккумулятор можно заряжать. После зарядки аккумулятора снова измеряется плотность электролита, при необходимости показатель корректируется дистиллированной водой или электролитом.
Эксплуатация авто в зимний период
Всегда проверяйте заряд аккумулятора и имеющуюся плотность электролита перед зимним сезоном. Вы уже знаете, как увеличить плотность батареи в домашних условиях. В настоящее время в торговых центрах продаются специальные чехлы для термоаккумуляторов, а также специальные покрывала для пространства под капот автомобиля. Чтобы зимой не было проблем с запуском двигателя, необходимо утеплить капот. Обязательно меняйте моторное масло, оно должно сохранять текучесть даже при минусовых температурах. Как правило, зимой в него заливают специальное синтетическое масло (0W30, 5W40 и др).
При температуре ниже 20 градусов пытаться мгновенно запустить двигатель не нужно. Сначала включите свет на несколько секунд, чтобы аккумулятор «проснулся». Это, несомненно, поможет нагреть электролит и визуализировать химические процессы в аккумуляторе.
Необязательно крутить воздушную заслонку более 20 секунд:
- во-первых, он может обжечься;
- во-вторых можно АКБ посадить.
Подготовительные работы перед проверкой уровня и плотности
Прежде чем определять плотность в домашних условиях с помощью специального прибора, следует учитывать, что:
- Аккумулятор (аккумулятор) автомобиля проверяют с помощью защитных очков и резиновых перчаток. Раствор электролита — это едкая кислота, которая при попадании на тело вызывает ожоги.
- Уровень заряда аккумулятора машины следует измерить после визуального осмотра устройства.
- Клеммы АКБ очищены от окисления и загрязнений. Нужно использовать специальную железную щетку или мелкозернистую наждачную бумагу.
- Перед тем, как измерить значение плотности жидкости в автомобильном аккумуляторе, нужно убедиться, что в канистрах есть электролит. Если объем вещества уменьшится, необходимо будет долить в прибор дистиллированную воду.
- При необходимости аккумулятор снимается. Клеммы отсоединяются от устройства и снимается крепежная пластина.
- Перед отключением автомобильного аккумулятора отключается система зажигания, предварительно отключается работа электрооборудования и устройств.
- Очистите аккумулятор чистой влажной тканью, чтобы пыль не попала в емкости с электролитом.
Видео: как снять аккумулятор с автомобиля
Канал Аккумулятор в своем видео подробно рассказал о нюансах демонтажа АКБ из автомобиля и отключения этого устройства.
Как самостоятельно проверить плотность электролита и степень разряженности батареи?
Перед измерением плотности электролита необходимо проверить и подготовить аккумулятор, а затем измерить его с помощью:
- Плотномер (ареометр). Для этого на отключенном аккумуляторе откручивают все банки, погружают прибор в жидкость и забирают небольшое количество электролита. Уровень плотности определяется по показаниям на шкале тестера.
- Тестер (мультиметр). Прибор переводят в режим вольтметра, контролируют параметр напряжения и сравнивают полученные данные с нормированными.
- Самодельное устройство. Методика аналогична проверке ареометром, однако в данном случае в качестве резервуара используется стеклянная пробирка, в которую помещается груз (пшено, кусок свинца). Тогда вам нужно будет самостоятельно откалибровать ареометр.
Если аккумулятор необслуживаемый и нет индикатора для проверки уровня и плотности, для измерения ареометром потребуется просверлить отверстия в банках, которые необходимо спаять после выполнения задания.
Видео: проверка плотности электролита в автомобильной батарее
Канал видеостар в своем видео подробно рассказал о том, сколько электролита должно быть в банках аккумуляторов и как контролировать их плотность.
Таблица: поправка к показаниям ареометра
Температура рабочего раствора при измерении значения плотности, ° С | Корректировка показаний аерометра, полученных при поверке, г / см3 |
от -55 до -41 | -0,05 |
от -40 до -26 | -0,04 |
от -25 до -11 | -0,03 |
от -10 до +4 | -0,02 |
от +5 до +19 | -0,01 |
от +20 до +30 | 0,00 |
от +31 до +45 | +0,01 |
от +46 до +60 | +0,02 |
Таблица определения заряженности аккумулятора по плотности электролита
Температура воздуха | Состояние заряда аккумулятора | ||
100% заряжено | 70% заряжено | Полностью разряжен | |
+25 градусов и выше | 1,21 — 1,23 | 1,17 — 1,19 | 1,05 — 1,07 |
менее +25 градусов | 1,27 — 1,29 | 1,23 — 1,25 | 1,11 — 1,13 |
Таблица: плотность электролита и степень заряженности АКБ при проверке мультиметром
Состояние заряда аккумулятора | Плотность рабочего раствора электролита, г / см3 | Напряжение аккумуляторной батареи, В |
100% | 1,28 | 12,7 |
80% | 1,245 | 12,5 |
60% | 1,21 | 12,3 |
40% | 1,175 | 12.1 |
ветры% | 1.14 | 11,9 |
0% | 1.1 | 11,7 |
Как скорректировать плотность электролита в аккумуляторе?
Плотность электролита стабилизируется добавлением раствора рабочей жидкости и зарядкой. Однако для увеличения этого параметра недостаточно добавить в банки дистиллированную воду и тем самым увеличить или уменьшить плотность.
Таблица: корректировка плотности электролита
Плотность электролита в аккумуляторе, г / см3 | Уровень плотности по стандарту, г / см3 | ||||||||
1,24 | 1,25 | 1,26 | |||||||
Всасывание рабочей жидкости | Добавление раствора 1,40 г / см3 | Добавление дистиллята | Всасывание рабочей жидкости | Добавление раствора 1,40 г / см3 | Добавление дистиллята | Всасывание рабочей жидкости | Добавление раствора 1,40 г / см3 | Добавление дистиллята | |
1,24 | — | — | — | 60 | 62 | — | 120 | 125 | — |
1,25 | 44 | — | 45 | — | — | — | 65 | 70 | — |
1,26 | 85 | — | 88 | 39 | — | 40 | — | — | — |
1,27 | 122 | — | 126 | 78 | — | 80 | 40 | — | 43 год |
1,28 | 156 | — | 162 | 117 | — | 120 | 80 | — | 86 |
1,29 | 190 | — | 200 | 158 | — | 162 | 123 | — | 127 |
1,30 | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
Плотность электролита в аккумуляторе, г / см3 | Уровень плотности по стандарту, г / см3 | ||||||||
Всасывание рабочей жидкости | Добавление раствора 1,40 г / см3 | Добавление дистиллята | Всасывание рабочей жидкости | Добавление раствора 1,40 г / см3 | Добавление дистиллята | Всасывание рабочей жидкости | Добавление раствора 1,40 г / см3 | Добавление дистиллята | |
1,24 | 173 | 175 | — | 252 | 256 | — | — | — | — |
1,25 | 118 | 120 | — | 215 | 220 | — | — | — | — |
1,26 | 65 | 66 | — | 177 | 180 | — | 290 | 294 | — |
1,27 | — | — | — | 122 | 126 | — | 246 | 250 | — |
1,28 | 40 | — | 43 год | 63 | 65 | — | 198 | 202 | — |
1,29 | 75 | — | 78 | — | — | — | 143 | 146 | — |
1,30 | 109 | — | 113 | 36 | — | 38 | 79 | 81 год | — |
Технология измерения плотности
Некоторые автомобилисты не знают, что аккумулятор требует регулярного обслуживания, они предпочитают решать проблему с быстрой разрядкой изделия путем замены его новым блоком. Причиной этого является отсутствие знаний о том, как правильно контролировать плотность электролита в батарее, учитывая, что эта операция относится к сложным процессам, которые необходимо выполнить. Измерение плотности электролита в аккумуляторе не является обременительной процедурой, однако требует соблюдения некоторых правил, чтобы показатели соответствовали действительности:
- Перед измерением зарядите аккумулятор до максимального уровня.
- Замер показателей не ранее, чем через десять часов охлаждения после поездки или через три часа после зарядки.
- Выполняйте процедуру при комнатной температуре от двадцати двух до двадцати пяти градусов по Цельсию. Критические температуры окружающей среды повлияют на точность полученных данных.
- Поместите устройство на ровную и горизонтальную поверхность, после очистки от частиц грязи и пыли, так как попадание их в систему может привести к выходу устройства из строя.
- Проверьте количество раствора во всех контейнерах батареи. Чтобы получить точные данные, критерии решения должны быть правильными. Процесс осуществляется с помощью полой трубки, которая вставляется в каждое из отверстий, после чего ее верхняя пройма запирается и вытаскивается из банки. Уровень жидкости в трубке будет соответствовать критериям измеряемого раствора зазора.
Выполнив подготовительные работы, можно сразу приступить к проверке уровня плотности. Для завершения процедуры достаточно иметь устройство для измерения плотности электролита в батарее, называемое ареометром, и выполнить операцию, следуя простой инструкции. Если у владельца автомобиля нет такого устройства, его можно купить в любом автомагазине — стоимость такого устройства демократичная, редко превышает двести рублей.
Проверка плотности электролита ареометром проводится в домашних условиях по следующим правилам:
- Аккумулятор готовится к процедуре в соответствии с описанными правилами.
- Крышка баночки с раствором откручивается, прибор погружается в емкость. При нажатии на грушу всасывается жидкость, после чего показатели снимаются с прибора. Данные аэрометра должны быть записаны.
- Подобная процедура выполняется последовательно во всех контейнерах.
В идеале плотность в каждой из емкостей должна быть одинаковой с точки зрения производительности. Если есть существенные отличия, это может свидетельствовать о наличии повреждений определенной банки, а низкая концентрация электролита во всех ячейках аккумулятора свидетельствует о сульфитации на пластинах, моральном устаревании источника питания или его глубокой разрядке. При обращении с аккумулятором важно защитить себя от ожогов кислотным раствором, предварительно надев защитные перчатки и рабочую одежду. Разобравшись один раз, как измерить плотность электролита в аккумуляторе и самостоятельно выполнив процедуру, автовладелец продолжит проводить ее в элементарных засадах.
Способы повышения плотности электролита в обслуживаемом аккумуляторе
Автомобилистам известно, что аккумуляторные батареи делятся на доработанные и не доработанные образцы, а в АКБ второго сорта невозможно проверить и изменить плотность электролита. Поэтому вопросы его увеличения касаются только обслуживаемых образцов, которые предоставляют бесплатный доступ каждому банку.
В ситуации, когда на аккумуляторе обнаружены явные повреждения (например, трещины или сколы), не стоит даже пытаться восстановить его работоспособность. В этом случае разумнее купить новый аккумулятор, который позволит не тратить зря личное время.
Если на корпусе не обнаружено дефектов и плотность не сильно уменьшилась, возможны следующие способы ее увеличения:
— использовать специальное электронное устройство (зарядное устройство), которым можно заряжать аккумулятор;
— если зарядка не помогла и машина продолжает с трудом заводиться, придется воспользоваться методом доливки электролита (с последующей полной зарядкой);
— в ситуации, когда оба метода не привели к требуемому результату (плотность все равно остается низкой) потребуется кардинальный подход, заключающийся в полной замене электролита.
По окончании обновления решения можно будет восстановить аккумулятор током заряда. Рассмотрим подробнее каждый из вариантов.
Подзарядка
Этот подход к восстановлению аккумулятора предполагает зарядку слабым током в состоянии, соответствующем действующим стандартам (напряжение на клеммах должно быть около 13-14 Вольт).
Важно! Зарядка должна длиться не менее 12 часов.
При необходимости придется повторить эту процедуру, заряжая аккумулятор под напряжением 14,6 Вольт, но уже большим током (до 2 Ампер). После его стабилизации выполняется контрольное измерение рабочего параметра. Периодическая перезаправка увеличит плотность раствора до стандартизованных значений.
Добавление электролита
Для выполнения этой процедуры вам потребуются:
- Плотномер — ареометр.
- Резиновую грушу взять и долить раствор.
- Специальная мерная емкость.
- Бак для старого раствора.
Кроме того, необходимо предусмотреть запас корректирующего электролита и дистиллированной воды. Они позволят довести раствор до желаемого состояния.
Порядок операций по увеличению плотности аналогичен следующему:
- Сначала набирается раствор из банки, у которой плотность ниже нормативного значения, через грушу (чем больше, тем лучше).
- Затем измеряется объем отбираемой жидкости, для чего она переливается в мерную емкость.
- Затем в пустую емкость добавляют свежий электролит в объеме, равном половине удаленного. Саму батарею встряхивают из стороны в сторону, чтобы перемешать полученную смесь.
- Далее необходимо измерить плотность состава и при необходимости добавить электролит в объеме четверти ранее откачанного раствора.
- Эта процедура повторяется до тех пор, пока плотность не станет нормальной, после чего недостаток жидкости восполняется порцией дистиллированной воды.
Аналогичные действия производятся со всеми остальными банками.
После этого их оставляют на пару часов для отстаивания, что обеспечивает выравнивание раствора в емкостях до однородного состояния. И только после этого снова измеряется его плотность.
Примечание: в ситуации, когда плотности в разных банках хотя бы немного различаются, их необходимо будет скорректировать в сторону выравнивания.
Для этого необходимо продолжить зарядку током, номинальное значение которого в два, а то и в три раза ниже оптимального.
Обновление электролита
Увеличить плотность электролита, когда его показатель достигнет критического уровня 1,18 единиц, уже не удастся старым раствором. В этой ситуации вам придется полностью обновить его. Чтобы восстановить работоспособность аккумулятора, вам необходимо сделать следующее:
— откачать жидкость из всех баков с помощью резиновой груши (по возможности);
— установите все заглушки на место и установите аккумулятор так, чтобы был доступ ко дну, не переворачивая его;
— проделайте небольшое отверстие в дне каждого резервуара, предварительно заменив подходящую емкость для сбора горного материала;
— снова открутите колпачки и промойте внутреннюю часть дистиллированной водой;
— заделать отверстие кислотостойким составом;
— наполните банки новым раствором и зарядите аккумулятор (как описано выше).
Дополнительная информация: После заливки уровень электролита должен перекрывать пластины аккумулятора примерно на 10-15 мм (от этого будет зависеть качество его заряда).
Процедуры, выполняемые в соответствии с этой инструкцией, продлят срок службы батареи на несколько лет.
Причины искажений показаний плотности раствора в АКБ
Прежде чем проверять плотность электролита в аккумуляторе, важно разобраться в причинах, которые привели к его резкому снижению. Основными причинами изменения плотности, не связанными с эксплуатационным разрядом аккумуляторной батареи, являются:
- Испарение раствора.
- Утечка электролита через уплотнения в пробках из-за езды по бездорожью.
- Повышенная разрядка аккумулятора, что приводит к отложению кислоты на пластинах (эффект сульфатирования).
Рассмотрим каждую из этих причин подробнее.
Испарение и закипание электролита
Интенсивное испарение электролита возможно из-за длительной эксплуатации аккумулятора, расположенного в непосредственной близости от прогретого двигателя. Следовательно, в очень жарком климате он может «закипать», что сопровождается обильным выделением газа. Поэтому следует внимательно следить за состоянием аккумулятора при высоких температурах воздуха.
По этой же причине летом рекомендуется систематически проверять плотность нагретого электролита (не реже одного раза в неделю). Если обнаружено испарение раствора, достаточно долить в банки некоторое количество дистиллированной воды. Доливка должна сопровождаться обязательным перемешиванием полученного раствора.
Вытекание жидкого раствора
Если из контейнеров батареи обнаружены брызги или утечка электролита, добавьте недостающее количество раствора. Но сначала вам нужно будет удалить пролитую смесь с поверхности аккумулятора чистой тряпкой, смоченной нашатырным спиртом или раствором кальцинированной соды.
Верх аккумуляторного отсека всегда должен быть чистым. Если он сильно загрязнен смесью электролита и масляных брызг, требуется механическая очистка. Для этого можно использовать щетку с жесткой щетиной.
Сульфатация пластин
Образование непрерывного отложения сульфата свинца на пластинах аккумулятора (сульфатирование) является результатом неправильного использования аккумулятора. Причины появления этого эффекта следующие:
- Аккумулятор долгое время хранился разряженным.
- Его работа при низких или высоких температурах.
- Частые короткие поездки зимой (низкий заряд аккумулятора).
- Батареи не полностью заряжены во время планового обслуживания.
Важно! Наиболее благоприятные условия для сульфатирования — когда аккумулятор разряжен до минимального уровня (1.18).
Снижение его характеристик связано с тем, что твердые кристаллы, осажденные на поверхности, ухудшают проводимость и уменьшают ток разряда. Начавшийся процесс образования налета можно остановить с помощью специальных методов зарядки.
Как повысить плотность электролита в аккумуляторе в домашних условиях
Любая батарея состоит из нескольких банок, поэтому для увеличения плотности электролита в батарее вам нужно будет отрегулировать раствор электролита в каждой отдельной емкости. С помощью шприца перекачивается жидкость и отправляется в мерную емкость. После этого в банку наливается аналогичное количество нового электролита, который можно купить уже готовым в магазине. Это делается с каждой банкой, после чего аккумулятор необходимо зарядить в течение 30 минут, чтобы раствор перемешался. Затем после двухчасового перерыва снова замеряем показатели плотности. При необходимости повторите электролитную коррекцию. Важно помнить, что разница плотности в банках не должна превышать 0,01 г / см3.
Бывают ситуации, когда показатель плотности падает ниже 1,18 г / см3. В таких случаях вышеуказанная технология не поможет восстановить работоспособность аккумулятора — требуется полная замена раствора электролита.
Принцип действия аккумулятора
Говоря о плотности электролита аккумулятора, необходимо начинать с самого принципа работы автомобильных аккумуляторов. Согласно советским исследованиям, во время заряда-разряда в аккумуляторе происходит около 60 реакций, но основная из них только одна: в процессе разряда оксид свинца на катоде (отрицательном электроде) и свинец на аноде (положительный электрод) «забирают» сульфат-ионы из раствора серной кислоты, превращаясь в сульфат свинца, причем вода в дальнейшем образуется на катоде, а при зарядке сульфат свинца, наоборот, «отдает» сульфат-ионы электролит.
Таким образом, при разряде плотность электролита уменьшается, при полном разряде дистиллированная вода фактически остается между пластинами, а при зарядке увеличивается. Так почему же плотность раствора в аккумуляторе со временем уменьшается, если эти процессы отражаются?
Это связано с тем, что сульфат свинца из разряженного аккумулятора не всегда полностью расходуется во время зарядки. Особенно это заметно на морозе и после длительного пребывания разряженного аккумулятора: пластины сначала покрываются белыми пятнами крупнокристаллического сульфата свинца, затем эти кристаллы постепенно крошатся и практически не участвуют в дальнейшей реакции, происходящей при зарядке.
Следовательно, сульфатирование пластин аккумулятора однозначно вредно. Снижается емкость аккумулятора, сопротивление пластин, и из-за уменьшения плотности электролита аккумулятор хуже получает заряд: чем меньше плотность раствора, тем хуже проводимость. Полностью разряженный аккумулятор практически не принимает заряд: сопротивление электролита между его пластинами слишком велико.
Однако со временем плотность может расти. Поскольку электролитом является не чистая серная кислота, а ее водный раствор, при зарядке аккумулятора происходит другая реакция: тривиальный электролиз воды, едва заметный в начале цикла, но усиливающийся к концу. Поэтому в пересмотренных рекомендациях по зарядке старых аккумуляторов рекомендуется дождаться «закипания» аккумулятора — резкого увеличения выделения кислорода и водорода в банках. Теряя воду, со временем уровень электролита будет снижаться, а его плотность неизбежно увеличится — даже с учетом постепенного связывания серной кислоты на пластинах и мусоре вода теряется быстрее во время «кипения.