Компьютерная диагностика ЭБУ двигателя авто своими руками

Содержание
  1. Основные причины поломки ЭБУ
  2. Диагностика ЭБУ своими руками
  3. Другие важные параметры, которые нужно смотреть при чтении кодов ошибок блока управления:
  4. Принцип работы
  5. Назначение, принцип работы и ремонт блока управления двигателем
  6. Устройство блока управления двигателем
  7. Признаки выхода из строя ЭБУ
  8. Описание основных причин выхода из строя ЭБУ
  9. Диагностика контроллера в условиях гаража
  10. Выявление неисправностей, возникших в управлении двигателем
  11. Алгоритм действий для восстановления работы ЭБУ
  12. Порядок действий
  13. Троит двигатель: простой способ проверки ключей управления катушками зажигания
  14. Описание основных причин выхода из строя ЭБУ
  15. Как самостоятельно осуществить диагностику блока?
  16. Необходимые инструменты и оборудование
  17. Фотогалерея «Готовимся к диагностике системы»
  18. Алгоритм действий
  19. Советы по эксплуатации
  20. Показатели неисправности ЭБУ
  21. Блок управления двигателя: устройство, неисправности и диагностика
  22. Важная ремарка
  23. Подробнее об устройстве ЭБУ
  24. Как устроена процессорная часть
  25. Как работают формирователи входных и выходных сигналов
  26. Неисправности устройства
  27. Как проверять ЭБУ у себя в гараже
  28. Визуальный осмотр блока питания
  29. 9. Расшифровка кодов ошибок
  30. Расшифровка диагностических кодов протокола OBD-II
  31. Алгоритм действий для восстановления работы ЭБУ

Основные причины поломки ЭБУ

Диагностика выявляет довольно большой список причин выхода из строя бортовых устройств. Например:

  • механические повреждения, которые ЭБУ может получить при повреждении двигателя, например, от ударов и сильных вибраций, которые образуют микротрещины в его цепях и корпусе;
  • резкие перепады температуры, при которых происходит перегрев блока автоматического управления;
  • образование коррозии;
  • попадание влаги в корпус ЭБУ, разгерметизация;
  • некачественный и непрофессиональный ремонт;
  • «Зажечь» автомобиль, который не заводился — от автомобиля с работающим двигателем;
  • перестановка клемм при подключении АКБ.

Не все эти сбои являются критическими и могут полностью вывести из строя ЭБУ, но их лучше избегать в любом случае. Диагностику электронного блока управления необходимо проводить не реже одного раза в год.

диагностика ЭБУ

Диагностика ЭБУ своими руками

Прогресс не стоит на месте и теперь нет необходимости обращаться в автосервис за профессиональной диагностикой ЭБУ, тем более что компьютерная диагностика двигателя автомобиля стоит от 1000 рублей и больше, а если машина часто показывает ошибки или да как-то влечет «неправильно» «, за диагностику придется раскошелиться. Теперь у каждого автомобилиста есть возможность диагностировать ЭБУ в домашних условиях. Нам просто понадобится тестер или ноутбук с установленной программой для чтения «мозга» автомобиля. Имея такое оборудование, можно будет считывать ошибки или программировать машину по определенным показателям.

Для начала диагностики потребуется подключить к автомобильному разъему через переходник ноутбук или тестер, включить программу и запустить зажигание. Появится сообщение, информирующее вас о том, что диагностика началась, и будут видны основные параметры ЭБУ.

Важно! Обратите особое внимание на раздел DTC, который содержит все ошибки, выданные двигателем с момента последней диагностики. Также есть раздел «коды», где расшифровываются неисправности и ошибки.

Другие важные параметры, которые нужно смотреть при чтении кодов ошибок блока управления:

  1. параметр UACC — состояние АКБ, нормальное значение 14-14,5 В.
  2. THR — это положение дроссельной заслонки, нормальное значение — 0%.
  3. QT — расход топлива, на холостом ходу — 0,6-0,9 л / ч.
  4. LUMS_W — коленчатый вал при вращении, если выше 4 об / мин, зажигание в цилиндрах неравномерное.

Принцип работы

p, цитата 5,0,0,0,0 —>

Принцип работы электронного блока управления двигателем основан на стандартной архитектуре микроконтроллера. Данные о параметрах двигателя от различных датчиков отправляются в ЭБУ, а затем обрабатываются (усиливаются, оцифровываются, кодируются).

p, цитата 6,0,0,0,0 —>

Основную обработку данных по определенному алгоритму выполняет микропроцессор, который посылает сигналы на исполнительные механизмы по выходной шине. Эти сигналы адаптируются (преобразуются из цифрового в аналоговый, усиливаются) и отправляются на разъемы электронного блока управления.

p, цитата 7,0,0,0,0 -> adsp-pro-1 —>

В число задач, решаемых электронным блоком управления двигателем, входит диагностика работы основных узлов. Современные ЭБУ могут обнаруживать самые разные ошибки:

п, цитата 8,0,0,0,0 —>

  • отсутствие напряжения питания на электронных компонентах двигателя или пониженное энергопотребление;
  • обрыв цепи или короткое замыкание;
  • некорректные сигналы на выходе датчика;
  • пропуски зажигания и впрыск;
  • несоответствие углов зажигания;
  • и многие другие.

Неисправности сохраняются в энергонезависимой памяти до тех пор, пока не будут устранены диагностическими устройствами (активные неисправности не могут быть устранены без устранения причины неисправности).

p, цитата 9,0,0,0,0 —>

В автомобилях первых лет выпуска ошибки можно было устранить временно (около 15 минут), отключив аккумулятор от бортовой сети автомобиля.

ЭБУ вместе с иммобилайзером блокирует двигатель в случае несанкционированного доступа. Каждый электронный блок управления двигателем выполняет эту функцию по алгоритму, предоставленному производителем.

p, цитата 11,0,0,0,0 —>

p, цитата 12,0,0,0,0 —>

  • сигнал зажигания на катушку;
  • импульсы впрыска топлива;
  • разрешено запускать стартер и т д.

В некоторых автомобилях двигатель может поработать несколько секунд и заглохнуть.

p, цитата 13,0,0,0,0 —>

Для многих ЭБУ существуют прошивки ЭБУ иммобилайзера (immooff). Можно отразить память блока управления и забыть о проблемах с иммобилайзером, но в этом случае автомобиль становится более уязвимым с точки зрения угона.

Назначение, принцип работы и ремонт блока управления двигателем

Как проверить блок управления без автомобиля?

Блок управления двигателем (ЭБУ) — это мозговой центр всей машины, он состоит из большого количества сложнейших соединений, с помощью которого контролируются и согласовываются функции всех элементов силового агрегата.

Устройства управления, устанавливаемые на различные модели автомобилей, изготовлены из высококачественных материалов, при их изготовлении используются передовые технологии, обеспечивающие качественную сборку электронных схем.

Но даже блоки управления высочайшего качества подвержены выходу из строя и часто нуждаются в срочном ремонте.

Устройство блока управления двигателем

Конструкция ЭБУ разделена на основные части: основной блок, датчики управления, исполнительные механизмы элементов двигателя. Электронное управление включает в себя множество специальных элементов:

  1. Микросхемы.
  2. Транзистор.
  3. Резисторы.
  4. Конденсаторы.

Неисправности блока управления двигателем приводят к разбалансировке работы всех систем автомобиля.

Признаки выхода из строя ЭБУ

Часто возникают ситуации, когда автовладельцы сталкиваются с необходимостью ремонта блока управления двигателем. Выполнение данного вида работ своими руками возможно при наличии определенных квалификационных навыков.

Сбои в работе устройства управления возникают из-за нарушения контактов с датчиками, контролирующими работу рабочих систем двигателя:

  1. Антиблокировочная тормозная система (управление тормозами автомобиля).
  2. Замок зажигания.
  3. Контроллер инжектора.
  4. Положение дроссельной заслонки.
  5. Температурный диапазон двигателя.

Механические повреждения, попадание воды на детали микросхемы, неудачные попытки ремонта устройства своими руками также приводят к поломке электронного блока управления.

Потеря контакта с датчиками происходит из-за отсутствия электричества, что свидетельствует о возникновении внутренней неисправности, требующей обязательного ремонта. Признаками отсутствия контакта могут быть следующие:

  • данные не принимаются сканером;
  • сообщения содержат неверные параметры;
  • контрольная лампа «проверка» не загорается при включении зажигания;
  • отсутствие информации о нестабильной работе двигателя.

Своевременное выявление неисправностей и ремонт электронных блоков управления двигателем предотвратит остановку работы систем, групп и групп автомобилей.

Описание основных причин выхода из строя ЭБУ

В список наиболее вероятных причин входят следующие факторы:

  1. Микротрещины в цепях и в корпусе устройства, вызванные механическими воздействиями (ударами, сильной вибрацией).
  2. Резкое повышение температуры, что приводит к перегреву блока управления двигателем.
  3. Разрушение элементов ЭБУ под действием коррозии.
  4. Попадание влаги в корпус контроллера из-за разгерметизации.
  5. Безграмотные лечебные действия.
  6. Примените «световой» эффект при работающем двигателе, чтобы помочь находящейся поблизости машине.
  7. Изменение положения клеммных соединений при подключении АКБ.
  8. Отсутствие подключения силовой шины при запуске стартера.

Эффективность ЭБУ полностью зависит от перечисленных факторов, многие из которых способны нанести значительный ущерб устройству управления.

Во избежание необратимых повреждений следует проводить регулярную диагностику электронного управления двигателем. В целях экономии на дорогостоящем ремонте и полной замене элементов электронной системы управления проверка проводится не реже одного раза в год.

Диагностика контроллера в условиях гаража

На неисправности в блоке управления двигателем указывают следующие неисправности автомобиля:

  • проблемы с запуском двигателя;
  • запустить двигатель;
  • появление густого дыма;
  • пониженная реакция на педаль акселератора;
  • перебои в работе ЭБУ;
  • потеря контроля над включением и выключением вентилятора двигателя;
  • неисправности катушек зажигания;
  • выход из строя предохранителей;
  • датчики не посылают сигналов.

Благодаря встроенной в ЭБУ системе самодиагностики вы можете своими руками проверить и определить степень поломки. Для проведения диагностических мероприятий необходимо подключиться к устройству с помощью ноутбука с установленной программой, предназначенной для работы с диагностическими данными. Вместо ноутбука можно использовать специальные тестеры, осциллографы.

Данные, полученные при измерениях, сравниваются со стандартными показателями.

Выявление неисправностей, возникших в управлении двигателем

Причины поломки блока управления двигателем делятся на два основных типа: неисправный проводник или неисправность прошивки. Прошивка восстанавливается только с помощью специалистов в сервисном центре. Проверить электрические параметры своими руками можно с помощью специального измерительного прибора — мультиметра.

Чтобы искать неисправность в проводе, необходимо ознакомиться со схемой устройства управления. Изучив положение проводников, резисторов и блока питания, настала очередь «непрерывности» электрической цепи в том месте, где обнаружена ошибка показаний электронного блока. При отсутствии такой информации необходимо проверить провода по всей цепи.

Алгоритм действий для восстановления работы ЭБУ

Для ремонта блока управления двигателем необходимы следующие операции:

  1. Определите место неисправности.
  2. Измерьте сопротивление.
  3. Найдите точки крепления проводника.
  4. Подключите параллельно провод с необходимым сопротивлением с помощью паяльника; Рекомендуется оставить старый провод на месте.

После принятых мер система должна стабильно работать. Если ошибки ЭБУ повторяются, обратитесь в сервисный центр.

Долговечность, безопасность и надежность автомобиля зависят от своевременности ремонта блока управления двигателем.

Порядок действий

Единственное, что вам понадобится, это мультиметр и схема подключения агрегата. Первый придется покупать (он не входит в комплектацию автомобилей всех марок), а второй обязательно есть в прилагаемых к автомобилю документах. Вам нужно будет внимательно изучить выкройку. Если ЭБУ не выдает случайные данные, а указывает на определенный блок, найдите его на схеме, и он начнет «звонить.

При отсутствии точных данных потребуется верификация всей системы. Обнаружив неисправность, снова измерьте сопротивление и определите, где именно подключен провод. Параллельно старому, не снимая, приварите новый с такими же параметрами. Если это проблема, это должно сработать. Если не помогло, может, вылетел блок или его часть. В этом случае, тяжело вздохнув, выходите на заправке.

Троит двигатель: простой способ проверки ключей управления катушками зажигания

Троит двигателя — очень частая проблема в автомобилях с системой впрыска топлива, одна из причин этого.

Но как установить, что действительно вышел из строя блок управления, а не какая-то другая система? Это можно понять по одним из самых первых признаков, которые могут появиться в такой ситуации:

1. Наличие явных физических повреждений. Например, обгоревшие контакты или проводники.

2. Не работают управляющие сигналы для системы зажигания или бензонасоса, механизма холостого хода и других механизмов, находящихся под управлением агрегата.

3. Отсутствие индикаторов от разных систем сенсорного контроля.

4. Отсутствие связи с диагностическим прибором.

Описание основных причин выхода из строя ЭБУ

В список наиболее вероятных причин входят следующие факторы:

  1. Микротрещины в цепях и в корпусе устройства, вызванные механическими воздействиями (ударами, сильной вибрацией).
  2. Резкое повышение температуры, что приводит к перегреву блока управления двигателем.
  3. Разрушение элементов ЭБУ под действием коррозии.
  4. Попадание влаги в корпус контроллера из-за разгерметизации.
  5. Безграмотные лечебные действия.
  6. Примените «световой» эффект при работающем двигателе, чтобы помочь находящейся поблизости машине.
  7. Изменение положения клеммных соединений при подключении АКБ.
  8. Отсутствие подключения силовой шины при запуске стартера.

Эффективность ЭБУ полностью зависит от перечисленных факторов, многие из которых способны нанести значительный ущерб устройству управления.

Во избежание необратимых повреждений следует проводить регулярную диагностику электронного управления двигателем. В целях экономии на дорогостоящем ремонте и полной замене элементов электронной системы управления проверка проводится не реже одного раза в год.

Как проверить работу своего мозга

Как самостоятельно осуществить диагностику блока?

На первый взгляд может показаться, что диагностика ЭБУ — сложная задача, с которой справится далеко не каждый. Действительно, проверить свой блок не так-то просто, но имея теоретические знания, вполне возможно применить на практике.

Необходимые инструменты и оборудование

Чтобы самостоятельно проверить работоспособность модуля, вам нужно будет выполнить ряд шагов для подключения к ЭБУ.

Для проведения проверки вам потребуются следующие устройства и предметы:

  1. Осциллограф. Понятно, что такое устройство есть не у всех автомобилистов, поэтому при его отсутствии можно использовать компьютер с предустановленным на нем необходимым диагностическим ПО.
  2. Кабель для подключения к устройству. Вам необходимо выбрать адаптер, поддерживающий протокол KWP2000.
  3. Программное обеспечение. Найти диагностическое программное обеспечение сегодня не проблема. Для этого просто проследите за сетью и найдите подходящую программу для своего автомобиля. Программа подбирается с учетом автомобиля, так как на разных машинах устанавливаются разные блоки управления.

Фотогалерея «Готовимся к диагностике системы»

Ноутбук для проверки

1. Ноутбук для управления

Адаптер подключения

2. Адаптер для подключения

Программа диагностики KWP_D
3. Диагностическое программное обеспечение KWP_D

Алгоритм действий

Процедура диагностики электронной системы управления обсуждается ниже на примере модуля Bosch M 7.9.7. Данная модель блока управления — одна из самых распространенных не только в отечественных автомобилях ВАЗ, но и в иномарках. Также следует отметить, что процесс проверки описан на примере использования программного обеспечения KWP-D.

Итак, как проверить ЭБУ в домашних условиях:

  1. Прежде всего, используемый адаптер необходимо подключить к компьютеру или ноутбуку, а также к самому ECM. Для этого подключите один конец кабеля к выходу на устройстве, а другой — к выходу USB на компьютере.
  2. Далее нужно повернуть ключ в замке зажигания автомобиля, но запускать двигатель не нужно. При включенном зажигании вы можете запустить диагностическую утилиту на своем компьютере.
  3. После выполнения этих действий на экране компьютера должно появиться окно с сообщением, подтверждающим успешный запуск диагностики неисправностей в контроллере. Если по какой-то причине сообщение не появляется, необходимо убедиться, что компьютер успешно подключился к контроллеру. Проверьте качество связи и кабельного соединения между устройством и ноутбуком.
  4. Затем на дисплее ноутбука должна появиться таблица, в которой будут указаны основные технические характеристики и параметры транспортного средства.
  5. На следующем этапе нужно обратить внимание на раздел DTC (в разных программах он может называться по-разному). В этом разделе будут представлены все неисправности, с которыми работает силовой агрегат. Все ошибки будут отображаться на экране в виде зашифрованных комбинаций букв и цифр. Чтобы их расшифровать, вам нужно перейти в другой раздел, который обычно называется Коды, или воспользоваться технической документацией вашего автомобиля.
  6. Если в этом разделе нет ошибок, то теперь можно не беспокоиться, так как двигатель автомобиля работает отлично (автор видео о ремонте ЭБУ в домашних условиях — канал AUTO CUT).

Но этот вариант проверки более актуален, если компьютер видит блок. Если у вас возникли проблемы с подключением к нему, вам понадобится схема подключения устройства и мультиметр. Сам тестер или мультиметр можно приобрести в любом тематическом магазине, а схема подключения ЭБУ должна быть в сервисном руководстве. Саму схему нужно изучить с особенным вниманием, это потребуется для проверки.

В том случае, если ЕСМ указывает на определенный блок и не показывает случайные данные, то согласно схеме его необходимо найти и озвучить. Если нет точной информации, единственный выход — диагностировать всю систему, как мы уже говорили выше, сбои считаются одной из основных неисправностей.

Обнаружив неисправность, необходимо проверить сопротивление и точно определить, где закреплен кабель. Соответствующий новый провод потребуется припаять параллельно старому, если причина кроется в поломке, эти действия устранят неисправность. Во всех остальных случаях проблему могут решить только квалифицированные специалисты.

Советы по эксплуатации

Чтобы убедиться в отсутствии ситуаций, связанных с выходом из строя электронного блока управления двигателем, необходимо прислать:

  • никогда не снимайте клеммы аккумуляторной батареи при работающем двигателе;
  • не снимайте клеммы АКБ при подключенном зажигании, так как это может привести к разрушению прошивки ЭБУ и связи с ключами, не выключайте блок, исполнительные узлы и датчики при подключенном зажигании;
  • позаботьтесь о целостности проводов, проводка, обслуживающая блок управления двигателем, в процессе эксплуатации автомобиля может выйти из строя из-за процесса электролиза, вызвать сбои в работе устройства;
  • если в результате аварии или иного механического воздействия ЭБУ поймал трещину в корпусе, его нужно срочно отправить для заливки герметичным клеем;
  • не допускать нарушений режима естественного охлаждения агрегата;
  • следить за исправностью датчиков только при отключении разъемов от компьютера:
  • не производите никаких преобразований в цепи управления двигателем и используйте другие компоненты и датчики строго в соответствии с каталогами оборудования для конкретной модели автомобиля.

Узнайте, почему на машине кипит аккумулятор и что делать в этом случае.

можно ли смазать клеммы АКБ и как лучше это сделать.

Показатели неисправности ЭБУ

Среди автоэлектриков бытует вывод, что в последнюю очередь выходит из строя электронная система управления двигателем. Также диагностические сканеры не всегда могут обнаружить неисправности ЭБУ двигателя.

ЭБУ, по сути, может диагностировать подключенные к нему узлы, но в большинстве случаев он не может диагностировать свою работу.

Что может указывать на неисправность ЭБУ?

наиболее частыми индикаторами неисправности являются постоянные перегорания предохранителей, обслуживающих блок управления двигателем. В практике нередки случаи инверсии полярности подключения аккумулятора. В цепи ЭБУ на этот случай есть защитные диоды.

При их обрыве возникает короткое замыкание в блоке питания, что приводит к постоянно перегоранию предохранителей. Неисправные нужно менять.

Также сбой питания может привести к отключению аккумуляторной батареи при работающем двигателе. В этих условиях блок управления питается только от генератора, и в случае неисправности может возникнуть ситуация, когда напряжение на блок подается неправильно.

запрещается снимать клеммы АКБ при работающем двигателе (!), Как это делают многие автомобилисты при запуске двигателя от чужого АКБ.

Блок управления двигателя: устройство, неисправности и диагностика

Как проверить блок управления без автомобиля?

Одним из важнейших элементов практически всех современных двигателей является электронный блок управления. Это название довольно длинное, поэтому сокращается до Engine ECU. Блок имеет сложное устройство, и его производством занимается ограниченное количество компаний. Фактически, они тоже владеют патентами и ограничивают деятельность других компаний, но это уже другая история. Грамотный автолюбитель должен понимать, что такое ЭБУ двигателя, какое место он занимает в структуре автомобильных систем, какие элементы находятся под его контролем и по каким причинам может выйти из строя. Все это есть в материале Авто.про.

Важная ремарка

Сразу отметим, что под ЭБУ обычно понимаются все встроенные системы, которые получают управляющие сигналы от одной или нескольких систем и подсистем автомобиля. Звучит довольно сложно, давайте попробуем разобраться. Например, в большинстве автомобилей используются следующие системы и подсистемы управления:

  • ECM. Его часто называют просто контроллером ICE;
  • ECM. Такой же модуль управления двигателем;
  • ЭБУ. Другой электронный блок управления, однако эта аббревиатура обычно используется для обозначения основы всех электронных систем управления в автомобиле.

И снова мы возвращаемся к термину ЭБУ и его, так сказать, универсальности. Есть много действительно встроенных систем управления: непосредственно электронный блок управления двигателем (который является наиболее распространенным), блок управления, главный электронный модуль, центральный модуль синхронизации, блок управления комбинированной трансмиссией двигателя, блок управления подвеской, тормоз блок управления системой, кузовной контроллер. И это только часть возможных вариантов. Часто все системы объединяют под одним термином «автомобильный компьютер». Однако важно понимать, что:

  • Электронная система управления состоит из множества блоков и модулей;
  • Каждый блок и модуль являются специализированными и не могут брать на себя обязанности другого блока и модуля.

Основным и наиболее распространенным блоком управления является ЭБУ двигателя. Назвать его самым главным было бы не совсем корректно, но фактически он контролирует работу силового агрегата, а значит, от его работоспособности зависит очень многое.

Например, он считывает и оптимизирует некоторые из наиболее важных параметров автомобиля: крутящий момент, состав выхлопных газов, мощность, расход топлива. Целая плеяда датчиков работает в паре с ЭБУ двигателя. Кроме того, мы будем рассматривать именно ЭБУ двигателя и будем называть его просто ЭБУ.

И еще раз напоминаем: электронных блоков много, однако в рамках этого материала для простоты мы будем называть элемент управления двигателем ЭБУ.

Подробнее об устройстве ЭБУ

Электронный блок управления, иначе называемый контроллером, а в народе «мозгом» двигателя, довольно сложен. Внешне это сравнительно небольшой блок с металлическим корпусом, но все самое интересное спрятано внутри. Блок управления включает в себя следующие элементы:

  • Часть процессора, иначе называемая микрокомпьютером;
  • Элементы, формирующие сигналы, иначе драйверы ввода и вывода;
  • Источник питания;
  • Многополюсный штекерный разъем.

Как читатель, наверное, знает, ЭБУ работает в паре со многими датчиками. Вот несколько примеров: датчик положения дроссельной заслонки, датчик массового расхода воздуха, датчик детонации. Практически всем этим датчикам посвящены отдельные материалы в разделе «Полезные советы» на Avto.pro — рекомендуем вам ознакомиться с ними. И продолжим анализ ЭБУ.

Как устроена процессорная часть

Основа процессорной части ЭБУ — однокристальный микрокомпьютер (микроэлектронный компьютер). По сути, это настоящий «мозг» ЭБУ двигателя. По современным меркам микрокомпьютер довольно прост. Дело в том, что его ключевые элементы включены в структуру, которая вписывается в кристалл (микросхему). Важным моментом в описании микрокомпьютера является его мощность. Битовая глубина — это количество бит информации, с которой будет работать микропроцессор. Микрокомпьютеры 8, 16 и 32 бит. Сами устройства включают в себя:

  • Центральный процесс;
  • Постоянная память (сокращенно ROM);
  • Аналого-цифровой преобразователь (сокращенно АЦП);
  • Оперативная память (сокращенно RAM);
  • Входные и выходные двери;
  • Тактовый генератор;
  • Таймеры, иначе называемые счетчиками.

Можно провести параллель между современным компьютером и процессорной частью ЭБУ. Действительно, в ЭБУ объединен ряд компонентов, которые идут отдельно друг от друга в системный блок персональных компьютеров и ноутбуков, но объединяются материнской платой. Здесь есть интересные особенности, но мы не будем их рассматривать — автомобилисту важно понимать, что принципиальные схемы современных электронно-вычислительных машин очень похожи между собой.

Центральный процессор ЭБУ принимает команды и данные из памяти и выполняет с этими данными различные операции. Он также проверяет наличие сигналов, проходящих через внутренний адрес и шину данных. Постоянное хранилище — это место, где хранятся программы и данные. Информация представлена ​​в виде констант. Сама программа написана в виде машинных кодов микрокомпьютера.

Данные представляют собой калибровочные таблицы констант, участвующих в процессе расчета. Табличные данные также можно выбрать в качестве параметров управления. Что интересно, данные в ПЗУ хранятся бесконечно. Оперативная память берет на себя задачу хранения данных, которые могут измениться. Например, результаты промежуточных расчетов или значения, полученные с датчиков.

ОЗУ может хранить информацию в течение ограниченного периода времени: она очищается после выключения.

Тандем CPU — ROM — RAM является ключом к ЭБУ. Проще говоря, именно этот тандем извлекает данные и параметры, вычисляет их, запоминает и выдает команды. Этот тандем также включает в себя так называемое энергонезависимое ОЗУ. Они питаются напрямую от аккумулятора. В этой памяти можно записывать данные и хранить их долгое время. Пока аккумулятор не теряет накопленную энергию из-за саморазряда, NVRAM будет продолжать хранить данные.

Важным элементом ЭБУ является аналого-цифровой преобразователь. Дело в том, что однокристальные микрокомпьютеры могут работать только с цифровыми сигналами. В АЦП аналоговый сигнал преобразуется в цифровой код.

Порты ввода и вывода, как можно догадаться по их названию, используются для приема и чтения входных сигналов и передачи выходных сигналов и информации. Таймером называют устройство, которое служит как для измерения временных интервалов, так и для подсчета количества событий.

Тактовый генератор предназначен для синхронизации работы всей системы за счет генерации тактовых импульсов. Точность измерения временного интервала будет зависеть от точности генератора.

Как работают формирователи входных и выходных сигналов

Как уже упоминалось, в ЭБУ нет смысла, если к нему не подключены датчики. Именно они измеряют физические параметры, преобразуют результаты измерений в электрический сигнал и затем отправляют его в блок управления. Сигнал от датчика проходит через драйвер, где он усиливается или ослабляется — это называется согласованием уровня. Драйверы ввода также защищают ЭБУ от перенапряжения. Шейперы работают со следующими сигналами:

  • Аналоговый;
  • Сдержанный;
  • Частота.

Шейперы делятся на подтипы в зависимости от сигналов, с которыми они работают. Это связано с тем, что разные типы сигналов имеют разные параметры. Например:

  • Аналоговые сигналы постоянно меняются. Примером может служить сигнал датчика положения дроссельной заслонки. Поступающие сигналы непрерывно проходят обработку в драйверы, затем поступают в аналого-цифровой преобразователь и процессорную часть ЭБУ;
  • Дискретные сигналы меняются скачкообразно и прерывисто. Возьмем, к примеру, сигнальное зажигание. Его изменения происходят внезапно, а сам сигнал поступает сначала на преобразователь, а затем прямо на процессорную часть ЭБУ;
  • Наиболее интересны частотные сигналы. Меняется не только частота — эти же изменения несут информацию о фактических изменениях величин, измеряемых датчиком. Следовательно, обработка этих сигналов будет усложнена. Сначала они ограничиваются по амплитуде, а затем отправляются на вход таймера.

За формирование выходных сигналов отвечают специальные микросхемы, иначе называемые драйверами. Они усиливают сигналы питания, а также защищают выходы контроллера от коротких замыканий и перегрузок. Драйверы часто называют «интеллектуальными» драйверами, потому что они информируют центральный процессор о том, что произошла ошибка в случае ненормальной работы. Формирователи вывода делятся на подтипы в зависимости от мощности сигнала, с которым они работают.

Неисправности устройства

Благодаря тому, что ЭБУ является ключевым элементом управления силовым агрегатом, его неисправности сразу сказываются на работе агрегата, и автолюбитель не может не заметить проблему. Другое дело — диагностика устройства. Часто проблема заключается не в самом блоке управления, а в конкретной проводке и датчиках. Есть много причин, по которым сам ЭБУ может не работать. Наиболее распространены:

  • Короткое замыкание одного или нескольких соленоидов;
  • Сильные механические напряжения или вибрации, результатом которых является появление трещин на плате компьютера и в точках пайки контактов;
  • Перегрев электронного блока из-за резких перепадов температуры — от низкой до высокой (иногда наблюдается в автомобилях, эксплуатируемых в экстремально холодных условиях);
  • Попадание влаги в устройство и коррозия

Также есть интересные способы повредить электронный блок управления двигателем по-своему. Например, снять клеммы аккумулятора, не выключая двигатель. То же самое произойдет, когда вы попытаетесь «завести» машину, не выключая двигатель. С некоторой вероятностью может выйти из строя ЭБУ, если при подключении АКБ поменять местами клеммы и запустить двигатель. Есть много признаков, указывающих на неисправность ЭБУ. Наиболее распространены:

  • Контрольный двигатель перестал гореть;
  • Зажигание стало работать с частыми скачками;
  • Вентилятор охлаждения двигателя начал хаотично включаться;
  • Нет связи с устройством (это можно понять по диагностике сканера);
  • Двигатель завелся втрое, перестал заводиться, сильно поменялся выхлоп;
  • Автомобиль неадекватно реагирует на манипуляции с педалью акселератора;
  • Элементы безопасности стали часто гореть без видимых причин;
  • Сигналы датчиков начали поступать беспорядочно или вообще перестали поступать.

И это лишь некоторые из возможных симптомов. Автолюбителям важно понимать, что перед диагностикой ЭБУ имеет смысл проверить другие компоненты бортовой электроники автомобиля. Например, если возникла проблема с одним из датчиков, стоит сначала проверить его, затем его проводку и только потом компьютер.

Как проверять ЭБУ у себя в гараже

Даже непрофессионал может управлять диагностикой мозга, потому что весь мозг оснащен системой самодиагностики, уже интегрированной в блок управления.

Блок управления двигателем — это своего рода компьютер, который обрабатывает сигналы датчиков и взаимодействует с другими системами в автомобиле.

Самый популярный мозг, используемый во многих современных автомобилях, — это Bosch M 7.9.7. Для диагностики ЭБУ необходимо подключиться к нему с помощью ноутбука или тестера. На ноуте должна быть программа.

Для диагностики можно использовать бесплатную программу KWP-D, также понадобится адаптер, поддерживающий протокол KWP2000. Для проведения диагностики нужно воткнуть переходник: один конец вставить в ноутбук, другой — в порт ЭБУ. Далее необходимо включить зажигание и активировать программу. Затем появится сообщение о том, что диагностика началась, и должна появиться таблица с важными параметрами автомобиля.

Ошибки, выдаваемые двигателем, находятся в разделе DTC. При обнаружении ошибок нужно перейти в раздел «Коды», где вы увидите расшифровку ошибок. Если ошибок нет, значит с двигателем все в порядке.

Еще надо посмотреть другие разделы, там данные по аккуму, положению дроссельной заслонки и тд

Тем, кого беспокоит увеличение расхода топлива, необходимо следить за параметром QT, именно он говорит о расходе топлива. На холостом ходу эта секция должна содержать следующие цифры: 0,6 — 0,9 л / ч. Также необходимо проверить участок LUMS_W, отвечающий за коленчатый вал при вращении, если у него показатель выше 4 об / мин, это означает, что смесь в цилиндрах воспламеняется неравномерно. Поэтому необходимо проверять напряжение в свечах зажигания, а также в самих свечах зажигания и высоковольтных кабелях.

Визуальный осмотр блока питания

Одна из самых частых и частых причин — неисправный кабель. Попробуйте заменить его, и если ваш компьютер тоже не включается, вам нужно будет разобрать блок питания и заглянуть внутрь.


Для этого потребуется полностью отключить блок питания от корпуса и снять его корпус. Сделать это можно простой отверткой, открутив несколько шурупов. В первую очередь проверьте конденсаторы: они не должны вздуваться и деформироваться. Конечно, их можно повторно приваривать к новым с таким же или более высоким номиналом (ни в коем случае нельзя их повторно приваривать до более низкого номинала!), Но это не гарантирует, что агрегат будет работать после ремонта. Также обратите внимание на радиатор и проверьте его подшипник. Если во время тестирования источник питания издает странные шумы, это первый признак износа подшипника. Однако кулер очень легко заменить.

9. Расшифровка кодов ошибок

Коды неисправности, хранящиеся в памяти процессора бортового компьютера, определяют проблемные области в автомобиле, чтобы технический специалист мог определить, где может возникнуть ошибка.

Тип кода Описание

Общий
(обычно P0xxx)
Обозначение кода определено в стандарте EOBD, OBD-II и будет одинаковым для всех производителей.
Специализируется на производителя
(обычно P1xxx)
Если производители считают, что кода нет в общем списке, они могут добавить свои собственные коды. Определения для них устанавливает производитель.

 

Расшифровка диагностических кодов протокола OBD-II

Пятизначный код ошибки
Первая позиция:

  • Б — корпус;
  • С — рама (подвеска);
  • П — двигатель (электронная система управления двигателем), коробка передач;
  • U — шина обмена данными.

Вторая позиция:

  • 0 — стандарт (SAE);
  • 1, 2 — заводские (OEM);
  • 3 — зарезервировано.

Третья позиция — это тип неисправности:

  • 2 — энергосистема;
  • 3 — система зажигания;
  • 4 — снизить токсичность выхлопных газов;
  • 5 — неактивен;
  • 6 — ЭБУ или его цепи;
  • 7, 8 — трансмиссия (АКПП).

Четвертая и пятая позиции — порядковый номер ошибки.

P0120 Объяснение: Цепь датчика положения дроссельной заслонки / педали / переключателя «A» (датчик положения дроссельной заслонки A / датчик положения педали акселератора — неисправность цепи).

Алгоритм действий для восстановления работы ЭБУ

Для ремонта блока управления двигателем необходимы следующие операции:

  1. Определите место неисправности.
  2. Измерьте сопротивление.
  3. Найдите точки крепления проводника.
  4. Подключите параллельно провод с необходимым сопротивлением с помощью паяльника; Рекомендуется оставить старый провод на месте.

После принятых мер система должна стабильно работать. Если ошибки ЭБУ повторяются, обратитесь в сервисный центр.

Долговечность, безопасность и надежность автомобиля зависят от своевременности ремонта блока управления двигателем.

Оцените статью
Блог про ремонт автомобиля