Электронная система управления двигателем: описание всех датчиков

Содержание
  1. Датчик температуры охлаждающей жидкости
  2. Датчик детонации: что это
  3. Разновидности датчиков. Принцип работы и методики проверки
  4. Датчик массового расхода воздуха
  5. Очистка памяти контроллера ЭСУД
  6. Датчик скорости
  7. Схема включения датчиков в электронную систему ЭБУ
  8. Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ)
  9. Из чего состоит ЭСУД
  10. Тестирование датчиков двигателя
  11. Датчик положения дроссельной заслонки
  12. Датчик положения коленчатого вала
  13. Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
  14. Датчик концентрации кислорода (лямбда зонд)
  15. Датчик фаз
  16. 1. Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ/MAF)
  17. Топливная система Common rail
  18. Система управления двигателем. Motronic.
  19. Датчик давления во впускном коллекторе (МАР Sensor)
  20. Системы управления бензиновыми двигателями. Bosch.
  21. Датчик температуры ОЖ (охлаждающей жидкости) — его назначение и неиисправности
  22. Кислородный датчик – лямбда зонд
  23. Специализированная информация Bosch об автомобилях: Датчики в автомобиле
  24. Принцип диагностики датчиковой аппаратуры
  25. Краткие итоги
  26. Сборник литературы по диагностике (книги и статьи)
  27. Особенности электрического подключения датчиков к цепям ЭСУД
  28. Типовые значения параметров ЭСУД
  29. Виды электронных блоков управления
  30. Датчик детонации (ДТОЖ)
  31. Главное реле
  32. Распиновка
  33. Система управления двигателем ВАЗ-2111 с распределенным впрыском топлива: устройство, обслуживание
  34. Датчик положения распредвала (ДПРВ)
  35. Неисправности и их причины
  36. FIAT ALBEA: прочистка системы вентиляции картерных газов двигателя
  37. Где находится ЭСУД

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости
он установлен в патрубке головки блока цилиндров и представляет собой термистор, резистор, способный изменять свое электрическое сопротивление под воздействием температуры. ЭБУ анализирует значение сопротивления (точнее падение напряжения) на датчике и на основании этого выдает необходимые команды системе питания. Особенно это заметно при запуске двигателя в холодную погоду. Наверное, вы неоднократно обращали внимание на увеличение частоты вращения коленчатого вала при прогреве двигателя.

Датчик детонации: что это

Датчик детонации

Этот датчик установлен на верхней части блока цилиндров. Его функция — улавливать выстрелы в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания. Чем сильнее удары, тем сильнее генерируемые на датчике импульсные напряжения, считываемые электронным блоком управления.

Разновидности датчиков. Принцип работы и методики проверки

Если вы изучите сенсорное оборудование, опираясь на существующие руководства по ремонту для конкретной марки автомобиля, вы обнаружите, что в каждом руководстве используется один и тот же подход. Перечислены датчики, входящие в описанную систему управления, и объявлено их назначение. Для другого двигателя и системы датчики перечислены снова и т.д.

В некоторых книгах датчики ECM и датчики управления, необходимые, например, для работы приборной панели (датчик давления масла, уровня охлаждающей жидкости и т.д.), Обычно свалены в одну кучу. Такой подход кажется неконструктивным и не отражает истинного образа.

Что касается сенсорного оборудования, мы воспользуемся другим способом представления информации. Все датчики будут рассматриваться не по их наличию на одном или другом ECM, а по принципу действия, в соответствии с физическим явлением, лежащим в основе их работы.

Такой подход кажется гораздо более правильным и понятным. Датчики одного принципа действия используются в совершенно разных частях автомобиля, и диагносту, освоившему принцип их действия и диагностическую технику, не составит труда проверить работоспособность одной из них.

Например, датчик уровня топлива, датчик воздушного потока, датчик положения клапана рециркуляции выхлопных газов и датчик положения педали акселератора, несмотря на кажущуюся разницу, диагностируются точно так же, по одному и тому же принципу.

Поэтому мы будем рассматривать не сенсорные сборки для конкретной системы управления, а их виды, исходя из физического принципа действия. Например, рассмотрим датчики потенциометрического типа.

Датчик массового расхода воздуха

Датчик массы воздушного потока
устанавливается на воздуховод фильтрующей системы. Датчик изменяет сигнал, увеличивая или уменьшая напряжение в зависимости от количества проходящего через него воздуха. Кроме того, в датчик встроен еще один датчик: датчик температуры воздуха. Это термистор, как и датчик температуры охлаждающей жидкости. В случае отказа датчика загорается индикатор CHECK ENGINE на комбинации приборов, и блок управления двигателем принимает решения на основе фиксированной температуры воздуха 33 градуса Цельсия.

Очистка памяти контроллера ЭСУД

Функция сброса памяти используется для очистки данных, накопленных в ECM. Это полезно при замене датчиков, если вам нужно перепрошить или если ваша машина начинает вести себя странно без видимых причин. Если вы не можете найти эту функцию в меню ECM, вы можете очистить память с помощью специального программного обеспечения, доступного в Интернете. Процедура очищает данные, накопленные во время самообучения системы, и возвращает заводские настройки. Выполняется при выключенном двигателе.

Датчик скорости

Датчик скорости
он установлен в коробке передач автомобиля и генерирует 6 импульсов на каждый 1 метр пробега автомобиля. Электронный блок управления, анализируя количество импульсов, определяет скорость машины.

Схема включения датчиков в электронную систему ЭБУ

Эффективная диагностика двигателя напрямую зависит от понимания особенностей включения его датчиков в электронную схему системы.

Общая масса автомобиля соединяет кузов и двигатель и подключается к отрицательному электроду аккумуляторной батареи. Следовательно, и блок, и датчик подключаются к этому проводу.

Если подключить датчик к произвольной точке этого провода (соответственно подключить другой конец к ЭБУ), дальность действия общей сети попадет в диапазон датчика, где одновременно с его слабым напряжением появляются сильные сигналы напряжения. (например, стеклоподъемники) проходят. Это создает много помех, ведущих к искажению передаваемой информации. Схема включения датчиков в ЭБУ

Выход один: подключение напрямую к «массовому» выводу ЭБУ, который уже имеет связь с «массой» кузова. Из всех датчиков провода входят в блок, где подключаются к «массе». Это устраняет помехи на пути передачи сигнала.

Проводка датчиков, отвечающих за наиболее точную информацию (например, TPS), снабжена экраном в виде оплетки из фольги, предназначенной для дальнейшего подавления любых помех.

Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ)

Датчик положения коленчатого вала ДПКВ — один из важнейших датчиков в центральной системе управления двигателем и незаменимый источник сигналов для подтверждения положения коленчатого вала и частоты вращения двигателя.

Какова функция датчика: Блок управления двигателем (ЭБУ) использует сигнал от датчика положения коленчатого вала (CMP) для контроля количества впрыска топлива, момента впрыска топлива, угла опережения зажигания (угла опережения зажигания), проверки катушки зажигания, холостого хода скорость и работа электрического топливного насоса. Электромагнитный датчик коленвала синхронизирует работу топливных форсунок и зажигание в системе впрыска топлива.

Симптомы: При выходе из строя датчика положения коленчатого вала блок управления двигателем перестает получать данные, поэтому программа в компьютере не знает истинного положения коленчатого вала. Для защиты двигателя топливо обычно не впрыскивается, и двигатель глохнет (не всегда и не на всех автомобилях). Также вы не сможете запустить двигатель, пока не установите новый датчик. На некоторых автомобилях при неисправности датчика положения коленчатого вала могут наблюдаться грубый холостой ход, потеря мощности, чрезмерная детонация, двигатель часто останавливается во время движения автомобиля.

При выходе из строя этого датчика на приборной панели может появиться индикатор «Check Engine».

Из чего состоит ЭСУД

Электронная система управления двигателем включает в себя множество компонентов, которые в совокупности обеспечивают полную регулировку рабочих параметров двигателя внутреннего сгорания. К его основным элементам можно отнести следующее:

  • электронный контроллер — основная часть всей системы, именно здесь анализируются показания датчиков, производятся расчеты и формируются команды для исполнительных узлов и подсистем;
  • датчик массового расхода воздуха — фиксирует количество поступающего в цилиндры воздуха и на основании этих данных изменяет объем подаваемого топлива;
  • датчик скорости — фиксирует текущую скорость и преобразует полученное значение в электронный сигнал;
  • датчики кислорода — определяют количество кислорода в выхлопных газах до и после фазы нейтрализации;
  • датчик неровностей дороги — важный элемент современной электронной подвески, анализирует силу вибрации кузова и преобразует полученное значение в сигнал;
  • датчик фазы — подает сигнал контроллеру, когда первый поршень поднимается до наивысшей точки такта сжатия;
  • датчик температуры жидкости в системе охлаждения;
  • датчик положения коленчатого вала: фиксирует значение угла при вращении вала;
  • датчик дроссельной заслонки — определяет угол открытия дроссельной заслонки;
  • датчик детонации — определяет интенсивность детонационных процессов в двигателе по уровню входящего шума;
  • модуль зажигания — накапливает энергию, необходимую для воспламенения топливовоздушной смеси, а также обеспечивает необходимое напряжение для свечи зажигания;
  • форсунки — отвечают за распределение топлива между цилиндрами;
  • регулятор давления топлива — поддерживает необходимое давление при подаче топлива;
  • модуль топливного насоса — отвечает за избыточное давление в системе, питающей двигатель;
  • адсорбер — нужен для улавливания паров бензина;
  • нейтрализатор — снижает токсичность выхлопа двигателя за счет каталитических реакций;
  • датчик холостого хода: регулирует мощность двигателя на холостом ходу;
  • диагностический сигнал — сигнальная лампа на панели приборов, зажигание которой указывает на конкретную неисправность в двигателе;
  • диагностический интерфейс — позволяет подключать к ECM специализированное диагностическое оборудование.

Как видите, электронная система управления двигателем включает внушительное количество различных датчиков и регуляторов. При этом все полученные от них данные анализируются в едином электронном блоке, который представляет собой полноценный микрокомпьютер.

Тестирование датчиков двигателя

Датчик положения дроссельной заслонки — яркий представитель потенциометрического типа устройства. Он имплантирован в вал амортизатора. Нажимая на педаль акселератора, водитель меняет положение заслонок полностью открытыми. Изменения положения приводят к изменению напряжения в ползунке датчика. Информация об этом сразу передается в ЭБУ, который начинает регулировать подачу топлива от форсунки. Тест датчика двигателя

Все изменения должны проходить плавно, без значительных рывков и скачков. Более отчетливо вы можете увидеть картину происходящего на осциллограмме. Подключается осциллограф и анализируется график. Пикирования, резкие скачки, «пилообразный» характер осциллограммы говорят о неисправности датчика. Простой вольтметр не может записывать миллисекундные всплески. С помощью мультиметра можно измерить показания предельного напряжения.

Сканер проверяется по стандартной схеме: подключаем к разъему, в «потоке данных» находим показания напряжения в этом датчике. Снимите все показания, медленно перемещая жалюзи. По плавности нарастания (без пиков и провалов) напряжения можно судить о работоспособности датчика.

Функциональность TPS проверяется при:

— получено уведомление об ошибке

— отказы двигателя — затрудненный запуск, нестабильные обороты

— повышенный расход топлива, повышенная детонация, прерывистая работа двигателя

— когда необходимо настроить датчики определенных производителей

Датчик положения дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонки
он установлен на дроссельном узле и жестко закреплен на оси вращения дроссельной заслонки. Когда вы нажимаете педаль акселератора, датчик меняет свое напряжение. Чем больше вы нажимаете на педаль, тем больше прогибается демпфер и тем больше увеличивается выходное напряжение датчика. Получив эту информацию, ЭБУ увеличивает количество топлива, впрыскиваемого форсунками, и двигатель начинает набирать скорость. Датчик воспринимает закрытую заслонку как нулевую точку. В этом случае количество воздуха, подаваемого в байпас заслонки, зависит от положения электромагнитного клапана регулятора холостого хода, также установленного в блоке дроссельной заслонки.

Датчик положения коленчатого вала

Датчик положения коленчатого вала
Устанавливается на крышке масляного насоса перед приводным шкивом генератора и определяет частоту вращения коленчатого вала двигателя. Шкив генератора имеет специальные зубья (58 зубьев. Два зуба нарезаются для формирования специального синхронизирующего импульса, связанного с положением поршней 1 и 4 цилиндра в верхней мертвой точке). Проходя через датчик, зубы попадают в магнитное поле датчика. На основании этого датчик генерирует специальные импульсные сигналы переменного тока, которые отправляются на электронный блок управления. Анализируя полученные данные, ЭБУ делает вывод о частоте вращения коленчатого вала.

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)

Существует несколько типов датчиков положения дроссельной заслонки: контактный датчик положения дроссельной заслонки (датчик касания), линейный датчик положения дроссельной заслонки с переменным сопротивлением (датчик приближения) и встроенный датчик положения дроссельной заслонки. Датчик положения дроссельной заслонки установлен на дроссельной заслонке и используется для определения степени открытия дроссельной заслонки.

Какова функция датчика: Датчик определяет положение дроссельной заслонки, передавая информацию в блок управления двигателем, который регулирует точную дозировку впрыска топлива в камеру сгорания. Это обеспечивает оптимальный расход топлива в зависимости от положения педали акселератора.

Симптомы: ненормальная работа двигателя на холостом ходу (например, слишком высокая или слишком низкая частота вращения холостого хода, нестабильная работа на холостом ходу) или ненормальное ускорение двигателя (вибрация двигателя во время ускорения, медленная реакция на ускорение при нажатии педали акселератора, остановка двигателя при отпускании акселератора) высокие обороты, при движении по ровной дороге с положением педали акселератора наблюдаются толчки и тд). Также при неисправности датчика может наблюдаться увеличение расхода топлива.

При выходе из строя этого датчика на приборной панели может появиться индикатор «Check Engine».

Датчик концентрации кислорода (лямбда зонд)

Лямбда-зонд датчика концентрации кислорода

Устанавливается на переднюю трубу выхлопной системы. Датчик работает при температуре не ниже 300 градусов Цельсия. Поэтому для его быстрого нагрева встроен нагревательный элемент. Взаимодействуя с кислородом, поступающим в выхлопную систему, датчик посылает определенные сигналы в электронный блок управления, который генерирует команды коррекции для изменения концентрации топливовоздушной смеси. Форсунки получают импульс от электронного блока управления и изменяют количество топлива, впрыскиваемого во впускной коллектор.

Датчик фаз

Датчик фазы
Установлен на крышку ГБЦ. На распредвале есть специальный металлический выступ, штифт, который проходит через магнитное поле датчика. На основании этого датчик выдает специальный низковольтный сигнал. Сигнал времени совпадает с временем, прошедшим от поршня цилиндра 1 или 4 до верхней мертвой точки. Электронный блок управления должен своевременно давать команды форсункам на впрыск необходимого количества топлива.
Анализируя сигналы каждого датчика, электронный блок управления принимает оптимальное решение о том, как будет работать двигатель автомобиля. Все это обеспечивает надежную работу всех систем и агрегатов, а также повышает эксплуатационные характеристики деталей и узлов станка.

1. Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ/MAF)

В настоящее время в основном используются датчики массового расхода воздуха двух типов: датчики расхода воздуха с резисторами и датчики расхода воздуха с нагревательной пленкой с керамическим покрытием. Обычно датчик расхода воздуха устанавливается между воздушным фильтром и дроссельной заслонкой. Этим датчиком оснащены как бензиновые, так и дизельные двигатели.

Что делает датчик: Датчик измеряет количество воздуха, всасываемого двигателем. На основе данных датчика блок управления двигателем автоматически регулирует количество впрыскиваемого в камеру сгорания топлива, которое смешивается с кислородом.

Признаки неисправности: При выходе из строя расходомера (датчика массового расхода воздуха) компьютер в автомобиле не может определить истинный расход воздуха, что приводит к дисбалансу топливной смеси (в результате топливная смесь может быть недостаточно обогащенной кислородом или, наоборот, переобогащенным). Это неизбежно приводит к нестабильному холостому ходу двигателя, потере мощности, черному дыму из выхлопной системы, детонации, неправильному зажиганию и повышенному расходу топлива.

При выходе из строя этого датчика на приборной панели может появиться индикатор «Check Engine».

Топливная система Common rail

Система управления двигателем. Motronic.

Датчик давления во впускном коллекторе (МАР Sensor)

Датчик абсолютного давления всасываемого воздуха, также известный как датчик давления воздуха в коллекторе, датчик MAP, является еще одним элементом, используемым в электронной системе управления двигателем. Этот датчик измеряет давление всасываемого воздуха. Обычно датчик устанавливается на впускном коллекторе и обычно интегрирован с датчиком массы всасываемого воздуха. В некоторых моделях автомобилей используется один датчик, который измеряет как количество всасываемого воздуха, так и его давление.

Что делает датчик: он определяет абсолютное давление воздуха во впускном коллекторе. Затем датчик преобразует данные в сигнал напряжения и отправляет его в блок управления двигателем (ЭБУ). Компьютер автомобиля отслеживает необходимое количество впрыска топлива на основе напряжения этого сигнала от датчика.

Симптомы: Если датчик давления всасываемого воздуха неисправен, количество топлива, впрыскиваемого в двигатель, не может контролироваться должным образом, что приводит к слишком большому или слишком обедненному составу топливной смеси, что приводит к ненормальной работе двигателя. В этом случае двигатель на холостых оборотах будет работать нестабильно (увеличатся обороты). Также двигатель может часто останавливаться. Также могут быть проблемы с его запуском. И, конечно же, при некорректной работе этого датчика расход топлива значительно увеличится, несмотря на то, что мощность автомобиля, как правило, снизится.

При выходе из строя этого датчика на приборной панели может появиться индикатор «Check Engine».

Системы управления бензиновыми двигателями. Bosch.

Датчик температуры ОЖ (охлаждающей жидкости) — его назначение и неиисправности

Кислородный датчик – лямбда зонд

Протокол OBD предписывает постоянное значение коэффициента λ = 1, что соответствует стехиометрической концентрации топливной смеси. Это экономит топливо и снижает выбросы.

Датчик реагирует на давление кислорода в выхлопных газах. В случае неполадок в системе двигателя, когда кислород не полностью расходуется при сгорании топлива, он попадает в выпускной коллектор. Затем сигналы отправляются в ЭБУ, который он декодирует как обедненную смесь. Если коллектор протекает, реакция датчика на поступивший туда кислород приведет к такому же результату. Двигатель датчика кислорода

Искажение сигнала также может быть вызвано «отравлением» датчика вредными веществами (свинцом и кремнием) коллектора. Также механическое повреждение или плохое заземление.

Тесты можно проводить с помощью того же сканера Bosch KTS.

  • Подключаем устройство через коннектор
  • Прогреть датчик и двигатель, увеличить обороты до 3 тыс
  • Проверить замкнутую цепь
  • Возьмите форму волны
  • Проанализируйте это

Когда датчик находится в хорошем рабочем состоянии, график плавно колеблется в диапазоне 4–19 Гц, при этом напряжение 0,15–0,4 В — нижний предел, 0,5–0,8 В — верхний предел.

Ко всему вышесказанному остается добавить: важность правильного функционирования датчиков двигателя, как и всех остальных, трудно переоценить. Без этого начинается цепной процесс нарушений работы всех автомобильных систем.

Специализированная информация Bosch об автомобилях: Датчики в автомобиле

Принцип диагностики датчиковой аппаратуры

Диагностика любого датчика ECM сводится к проверке адекватности преобразования физического параметра в электрический.

необходимо установить известное значение параметра на входе датчика и проверить его выходной сигнал с помощью мотор-тестера или сканера.

Простой пример: датчик MAP. Атмосферное давление, которое будет присутствовать во впускном коллекторе остановленного двигателя, можно использовать в качестве эталона. Проверив с помощью сканера давление, отображаемое датчиком в этом состоянии, можно сделать вывод о достоверности его показаний.

Приведенный пример очень примитивен, он предназначен только для демонстрации общего принципа диагностики сенсорного оборудования. В учебном курсе «Диагностика сенсорного оборудования» подробно описаны методы проверки каждого типа сенсора.

Предположим, что к ЭБУ подключен датчик и необходимо оценить его работу (см. Рисунок). Рассмотрим классическую схему подключения датчиков к агрегату.

Блок управления подает на датчик напряжение питания 5 В и массу. Сигнал с датчика попадает в блок и обрабатывается им.

Датчики для систем управления двигателем

Для проверки исправности датчиков используются два основных диагностических прибора: сканер и тестер двигателя.

Подключив сканер, диагност может «увидеть» сигнал датчика «глазами» ЭБУ. Чтобы оценить выходной сигнал датчика с помощью тестера двигателя, необходимо подключить его щупы к цепи датчика, как показано на рисунке: один к заземлению, другой к сигнальному проводу.

Работа сканера проще и удобнее, но не следует забывать, что обмен информацией между ЭБУ и сканером ни в коем случае не происходит мгновенно и некоторые интересные моменты сигнала могут просто не обнаруживаться. Кроме того, сканер нельзя использовать на довольно старых автомобилях примерно до середины девяностых из-за низкого уровня интеллекта и производительности тогдашних ЭБУ.

Напротив, мототестер позволяет очень качественно и детально оценить сигнал датчика, не теряя ни малейшей детали, хотя сложность его использования больше, чем у сканера. Учтите, что правильнее подключать щупы двигателя непосредственно к разъему датчика. Особенно это касается датчика массы: не прикрепляйте его к первой точке массы двигателя.

Краткие итоги

Датчик представляет собой преобразователь физического параметра в электрический параметр, пригодный для обработки в ЭБУ. К физическим параметрам относятся температура, давление, концентрация, пространственное положение, количество воздуха, вибрации. Электрические параметры, с которыми работают датчики, — это напряжение, ток, частота. Датчики можно проверить с помощью двух устройств: сканера, который подключает его к ЭБУ, и тестера двигателя, который подключает свои щупы непосредственно к выходам сигнала датчика и заземлению.

Сборник литературы по диагностике (книги и статьи)

Особенности электрического подключения датчиков к цепям ЭСУД

важно отметить, как датчики подключены к блоку управления. Схема подключения датчика — очень важный момент. Обратимся к рисунку.

Существует так называемая «масса», или общий провод от электропроводки автомобиля. Он соединяет металлические части корпуса и двигателя и подключается к отрицательной клемме аккумуляторной батареи. Большинство датчиков требует заземления из-за характера их работы. ЭБУ также подключен к массе, на рисунке это точка 1. Рассмотрим, как подключается земля датчиков. На первый взгляд, заземление можно подключить к датчику в любой точке ближе к двигателю или кузову (точка 2), а выход сигнала датчика можно подключить к одному из штырьков разъема блока. Давайте критически посмотрим на получившуюся схему. Что происходит? И оказывается, что в цепь датчика входит участок кузова или двигателя автомобиля между точками 2 и 1. В то же время токи мощных нагрузок, таких как фары, вентиляторы, электродвигатели стеклоочистителей и т.д. Оказывается, по тому же пути проходят слабые сенсорные токи, содержащие полезную информацию, и большие токи мощных нагрузок. В результате в цепи датчика возникают сильные помехи от электроприборов автомобиля и системы зажигания.

Такая ситуация совершенно недопустима, и такое подключение массы датчиков (за редчайшими исключениями) нигде не применяется.

Куда подключена масса датчиков? Он подключается напрямую к блоку управления.

В такой ситуации цепь датчика не привязана к цепи протекания тока нагрузки, и сигнал датчика поступает в ЭБУ без помех и искажений. Само устройство, конечно же, связано с массой автомобиля. Внутреннее устройство ЭБУ, его характерные неисправности и способы ремонта описаны в видеокурсе «Автомобильная электроника: чип-тюнинг, ремонт, тюнинг».

Если вы откроете базу данных и посмотрите назначение контактов ЭБУ, вы увидите назначения контактов, такие как «Датчик положения дроссельной заслонки на массу», «Датчик абсолютного давления массы» и т.д. Отдельный вывод делается «Масса электронного блока управления». Это точка подключения массы ЭБУ, а массы всех датчиков подключены к ЭБУ отдельно, внутри они соединены между собой и связаны с массой блока.

проверить это тестером довольно просто: достаточно прозвонить цепь массы любого датчика на минусовой клемме АКБ, затем, сняв разъем с компьютера, убедиться, что цепь разомкнута.

Для примера приведем часть схемы ECM с блоком управления MR-140.

легко проверить, что значения температуры жидкости в двигателе (датчик ECT), положения дроссельной заслонки (датчик TP), температуры всасываемого воздуха (датчик IAT) объединены группой S101 и подключены к клемме M64 блока управления, обозначенной как массовый выпуск. Клеммы заземления и экран датчика детонации подключаются в одной точке. Веса датчика давления кондиционера (датчик ACP) и датчика неровной дороги также объединяются и подключаются к клемме K34 блока электроники.

Из этого правила есть два исключения: резонансный датчик детонации конструкции GM, который использовался на первых системах управления ВАЗ, и однопроводной датчик концентрации кислорода. Но это исключения, а отнюдь не правило.

К сожалению, многолетняя практика диагностики двигателей дает право утверждать, что далеко не все специалисты автосервиса понимают вышеперечисленные факты. Пришлось увидеть моторы, в проводке которых было произведено вмешательство для создания более надежного контакта массы датчика массового расхода воздуха. В этом случае заземляющий провод подсоединялся непосредственно к клемме датчика и отрицательной клемме аккумуляторной батареи. Такое решение совершенно недопустимо. Это приводит к значительному увеличению уровня шума в цепи датчика из-за образования петли и может даже вызвать повреждение ЭБУ при определенных обстоятельствах. Никакие изменения схемы подключения датчика, никакое введение дополнительных кабелей в ECM недопустимо.

Есть датчики, информация с которых должна передаваться в ЭБУ максимально эффективно, без помех. Примером может служить датчик положения коленчатого вала. В этом случае провода от датчика к ЭБУ заключены в экран, который представляет собой гибкую оплетку из алюминиевой фольги или тонкой проволоки. Назначение экрана — защитить цепь датчика от внешних электромагнитных помех. Сам экран также подключается к проводу заземления системы и обозначен на схеме соединений пунктирной линией вокруг проводов. Примером такого подключения является датчик детонации на рисунке выше.

Типовые значения параметров ЭСУД

Типичные значения параметров системы зависят от многих факторов. В первую очередь — от марки автомобиля. На них также влияют влажность, температура окружающей среды и т.д. Типовые таблицы параметров для конкретных марок автомобилей, с помощью которых проводится идентификация ECM, можно найти в Интернете.

Виды электронных блоков управления

Датчик детонации (ДТОЖ)

И, наконец, в современных автомобилях есть еще один важный датчик, без которого двигатель не работал бы. Это датчик детонации, который нужен для контроля степени детонации при сгорании топлива. Датчик установлен на блоке цилиндров силового двигателя. Этот датчик является одним из важных компонентов системы управления двигателем.

Назначение датчика: Датчик детонации используется для обнаружения возникновения детонации в двигателе внутреннего сгорания во время сгорания топлива. Сигнал о детонации отправляется на компьютер, который управляет двигателем. На основании данных, полученных от датчика детонации, блок управления двигателем регулирует угол опережения зажигания.

Признаки неисправности: При выходе из строя датчика детонации двигатель выйдет из строя (при работе двигателя происходит сильная детонация). Из-за неисправности датчика зажигание будет некорректным. Это будет включать высокий расход топлива, низкую мощность, затрудненный запуск и грубую работу двигателя.

Главное реле

Главное реле системы инициирует большинство процессов: включая питание датчика, реле топливного насоса и вентилятор радиатора охлаждения двигателя, катушки зажигания и форсунки (форсунки). Главное реле защищает предохранитель.

Распиновка

Распиновка (разводка) — процесс определения принадлежности провода и разъема к тому или иному процессу, его назначению. Например, информация о кислороде может идти по одному кабелю, об охлаждении — по другому и т.д. В Интернете можно найти подробный список расшифровки для самых популярных систем: Bosch, January, Itelma.

Система управления двигателем ВАЗ-2111 с распределенным впрыском топлива: устройство, обслуживание

Датчик положения распредвала (ДПРВ)

Датчик положения распределительного вала используется для определения углового положения распределительного вала. Модуль управления двигателем (ЭБУ) использует этот сигнал для определения последовательности цилиндров двигателя.

Какова функция датчика: определять положение распредвала двигателя, определять верхнюю мертвую точку во время такта сжатия в блоке цилиндров. Датчик контролирует последовательный впрыск топлива и зажигание.

Симптомы: При выходе из строя датчика положения распределительного вала мощность двигателя снижается. Также произойдет сбой зажигания — как правило, при нажатии на педаль акселератора машина будет дрожать, но медленно разгоняться. Это связано с потерей мощности. Также при выходе из строя датчика на приборной панели может появиться индикатор «Check Engine». Внимание! Когда двигатель прогреется, дисплей может исчезнуть, а затем снова появиться.

Неисправности и их причины

Диагностика неисправности ЭСУД может начаться после выявления ряда симптомов. Сначала при включении зажигания все сигнальные лампы системы должны загореться одновременно, затем система проверяет свой диагностический механизм. После запуска двигателя все должно одновременно погаснуть. Если какой-либо из них загорится во время движения, это свидетельствует о проблеме в двигателе внутреннего сгорания. В лучшем случае система может выключить двигатель, чтобы избежать серьезных повреждений. Список негативных ситуаций, к которым приводит неисправность ЭСУД, велик: система охлаждения может проветриться, печка или термостат могут выйти из строя.

ВАЖНЫЙ! ECM — это сложная система, поэтому описание проблем, которые могут возникнуть с электроникой, может занять много времени.

В основном, причинами неисправностей являются:

  • Поломка датчиков, отправляющих данные в ECM.
  • Неисправности в самом блоке управления.
  • Отказ исполнительных механизмов системы управления (повышение сопротивления, обрыв обмотки электромагнитного клапана и т.д.).
  • Повреждение электропроводки.
  • Вмешательство посторонних в устройство электронных систем, в результате чего может произойти нарушение их целостности.


Часто из-за механических повреждений выходит из строя ECM. Это не обязательно может быть шок; достаточно сильной вибрации, чтобы повредить систему. Также по проценту вероятности поломки ЭСУД следуют: резкое понижение температуры, коррозия, попадание влаги под защитный кожух из-за разгерметизации устройства. Кроме того, правильное функционирование системы часто нарушается из-за некомпетентного вмешательства в ее работу.

Системный ремонт можно доверять только специалистам.

FIAT ALBEA: прочистка системы вентиляции картерных газов двигателя

Где находится ЭСУД

В подавляющем большинстве случаев ECM, а точнее ECU (электронный блок управления), располагается под приборной панелью. В разных моделях автомобилей он может располагаться по центру или в районе рулевого колеса. Как правило, до него довольно легко добраться обычной отверткой. Это расположение обеспечивает легкий доступ. Визуально и отечественные, и зарубежные ЭБУ представляют собой небольшую плоскую коробку (обычно около двух ладоней) с гнездами для кабелей.
Где находится ECM

Оцените статью
Блог про ремонт автомобиля